Православие и Католицизм
2.1 КРЕЩЕНИЕ
"Один
Господь, одна вера, одно крещение" (Еф. 4, 5) "...все, что не по
вере, грех" (Рим.14:23).
В "Кратком уставе
жизни православного христианина" написано: "Имя для новорождённого
могут избрать и сами родители. "Святое имя" есть первая и самая
главная собственность младенца и дается ему затем, чтобы он, придя в сознание,
изучил жизнь своего святого,подражал его добродетелям,призывал его в ежедневных
молитвах,а святой был бы ему небесным покровителем и ходатаем пред Богом.
Поэтому родители,или воспреемники,должны приобрести для младенца иконку его
Святого и жития, и научить его со временем молитве: "Святой угодниче
Божий, (имя), моли Бога о мне". В день же своего ангела (в день именин)
надлежит в в крайнем случае отслужить святому молебствие и затем, по мере силы,
оказать помощь бедным. День имянин нужно провести трезво и свято, чтобы не
оскорбить и не прогневать своего небесного покровителя. На восьмой день по
рождении, или ранее если младенец слаб, не говоря про другие уважительные
причины, совершается таинство крещения. Крещение есть дверь в церковь."
(Стр.15)
Православие
придерживается евангельского установления, что прием в церковь совершается
через крещение. Образно говоря, это "дверь в церковь", но при этом
догматика православной церкви отождествляет крещение с возрождением, считая,
что смерть для греха и возрождение от Духа Святого происходит с крещаемым
независимо от его личной веры. Таким образом, утверждается, что при крещении
(если таинство произведено правильно), обязательно происходит возрождение.
Такое утверждение совершенно лишено евангельской основы.
Все примеры Священного
Писания свидетельствуют, что Дух Святой не может начать возрождение человека
без его полного и осознанного согласия. Именно для этого Евангелие
проповедуется всем живущим на земле. Только от Слова Божьего, услышанного и
принятого сердцем, в человеке может родиться вера, которая приведет его к
покаянию и принятию Христа как личного Спасителя. Все это необходимые этапы
возрождения, совершаемого Духом Святым через Его Божественное Слово. Поэтому
Ап. Иоанн писал: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал
власть быть чадами Божьими, которые... от Бога родились" (Ин.1,12-13).
Таким образом Евангелие нигде не отождествляет крещение с возрождением! Более
того, Новый Завет дает примеры возрождения независимо от крещения (разбойник на
кресте - Лк. 23,43; сошествие Духа Святого на Корнилия до водного крещения
Д.А.10,47).
[[ РОЖДЕНИЕ "ОТ
ВОДЫ И ДУХА"!
В ответ на вежливую
речь Никодима, Иисус сказал: "Истинно, истинно говорю тебе если кто не
родится свыше (или заново), не может увидеть Царствия Божия"(3:3) Он
продолжил словами о рождении "от воды и Духа" (ст.5) о рожденном от
Духа(ст.6) и родившихся от Духа (ст.8). Ясно, что, творимое Духом, важно для
возрождения жизней.
Есть много воззрений на
то, как следует понимать рождение "от воды и Духа", но все эти
толкования можно разделить на три группы. Во-первых, многие связывают воду с
очищением. Естественно воспринимать ее как воду омовения. Некоторые доходят до
полной определенности, ссылаясь на крещение Иоанна как "крещение
покаяния"(Мк.1:4). В таком случае, идея заключается в том, что в начале
следует принять Иоанново крещение и покаяться, а потом уже перейти к
"крещению Духом Святым", которое дает Иисус. Можно сохранить и более
общее толкование: сначала необходимо очиститься от зла, оставить все неправое.
Но эта отрицательная необходимость должна быть дополнена положительной - делом
Духа, который дает возможность верующим ходить путями Божьими.
Другое восприятие
"воды" связано с представлением о физическом рождении. Возможно,
здесь подразумевается истечение амниотической жидкости при рождении ребенка.
Иисус указывает на обычное, нормальное физическое рождение и говорит, что за
ним должно последовать духовное рождение в том смысле, что "рожденное от
плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (ст.6). Естественный человек
не может войти в Царствие прежде, чем это осуществится; Святой Дух должен
сотворить Свое дело.
Здесь связь понятия
"вода" с физическим рождением совершенно не соответствует
современному нам значению данного слова. Х. Одеберг показал, что в
раввинических и других древних источниках, слова, обозначающее влажное
("вода", "роса", "дождь", "капля" и т.
Д.), часто использовались как эвфемизм для обозначения семени. Из этого
вытекает значение, близкое к уже рассмотренному нами, - "рожден обычным,
естественным образом и рожден также от Духа".
Но мы также можем тесно
соединить "воду" и "Дух", чтобы получить значение
"духовная вода" или "духовное семя" (это подкрепляется тем
обстоятельством, что в греческом тексте обоими существительными употребляет
один предлог ok., "от"). В этом случае, Иисус говорит, что нужно
родиться духовно, дабы войти в Царствие; и выражение будет означать почти то же
самое, что рождение от "Духа". Этот взгляд тем более вероятен, что
Иоан очень часто говорит одно и то же несколько по-разному. Таким образом,
слова "родиться от воды и Духа" могли нести почти такое же значение,
что и "родиться от Духа".
Третье направление в
толковании этого фрагмента видит тут упоминание христианского крещения.
Сочетание воды, употребляемой при введении (инициации) новообращенного в
христианскую церковь, и "рождения" как начала духовной жизни, многими
исследователями представляется несомненным указанием на крещение. В
подтверждение такого воззрения выдвигается довод, что именно так было бы
наиболее естественно воспринимать эти слова во времена написания Евангелия
Иоанна, и автор должен был знать, как поймут его читатели. Совершенно очевидно,
в этом аргументе есть большая доля субъективности, поскольку у нас нет средства
узнать, насколько "естественным" показалось бы толкование в то время.
Есть очень сильный
довод против такого подхода - ведь Никодим не мог понять Иисуса, если Он
действительно имел в виду именно это. Установление христианской церкви ко
времени беседы еще не произошло, и Никодим вряд ли мог уловить ссылку на еще
несуществующее таинство. Мы можем принять этот взгляд, только отвергнув
исторический контекст сообщения. Также, если рождение от воды - крещение, то
как разбойник на кресте попал в рай?
Лучшим объяснением
рассматриваемого фрагмента, представляется второе, и именно в том варианте, где
вода обозначает семя. В таком случае, Иисус подчеркивает, что путь в жизнь
пролагается не человеческими усилиями, но Духом Божьим. На этой истине Иоан
настаивает во всем Евангелии (ср.1:13). Иисус пришел не просто призвать людей
напрячь свои силы, но принести им Святым Духом новую жизнь.
Также в свете общего
контекста можно сделать заключение, что рождение от воды равнозначно рождению
от Духа. Предлог kai (и) в Ин.3:5 имеет явно усилительный смысл, и стих можно
перевести так: "Если кто не родится от воды, то есть от Духа, не может
войти в Царствие Божие" (Леон Моррис" Теология Нового Завета"
стр. 298-300) ]]
Вывод: 1. Слово
"вода" не означает крещение, ибо 1.1. Для Никодима это еще
несуществующее и не установленное еще таинство. 1.2. Крещение не является
рождением, а погребением (Рим.6:4). 2. Слово "вода" не Слово Божие
ибо: 2.1. Слово = Духу (Ин.1:1; 6:63) и тогда чем отличается рождение от Слова
и от Духа, если они не происходят одновременно? 2.2. Если толкуем слово
"вода", то должны толковать и слово "Дух"! 3. Слово
"вода" < = > " плоть" ибо: 3.1. Это подтверждается
Иисусом (Ин.3:4,6) 3.2. Никодим в этом русле и понял разговор, он не понял
рождение от Духа. (от плоти есть плоть (вода), а от Духа - дух).
Следующим шагом из неверного
представления о возрождении через крещение было начавшееся в IV-V веках
крещение невозрожденных младенцев. Новый Завет не дает ни одного примера
крещения детей. Сам Христос принял крещение в возрасте около 30 лет (Лк.3,21).
Он же повелел Своим ученикам идти, НАУЧИТЬ все народы, а потом только крестить
их во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мф.28,19). Над младенцами Христос совершал
только молитву, освящающую их (Мк.10,13). Главным условием принятия крещения
должна быть вера от всего сердца, (Д.А.8,37; Мк.16,16), которую младенцы не
могут иметь и проявить, а также "обещание Богу доброй совести"
(1Пет.3,21), которое они также дать не могут. В православии за крещаемого этот
обет произносят восприемники. Это немыслимо ни в богословском, ни в нравственно-психологическом
смысле. Слово Божие нигде не одобряет поручительство, а тем более невозможно
ручаться за чужое обращение в будущем, что и доказывает горькая
действительность. В подавляющем большинстве случаев восприемники не осознают,
что произносят, и даже не стараются исполнить в будущем взятого на себя
поручительства в воспитании ребенка. Они говорят неправду, когда на вопрос
священнослужителя, обращенный к ребенку, отвечают: "Сочетаюсь
Христу". Разве они сочетаются Христу?
Все отцы церкви, столь
почитаемые в православии, учили крестить взрослых, а не детей. Например,
Тертулиан (нач. III века) пишет в своем труде "О Крещении" (пер.
Карнеева, ч.1, с.26 СПБ, 1847 г.): "полезно отлагать крещение, особенно же
для детей... пусть они поучатся искать спасения, дабы видно было, что оно
дается просящему". Аналогично высказывается Григорий Нисский (IV в.) в
"Большом огласительном словаре", Кирилл Иерусалимский (IV в.) в
"Словах тайноведственных к новопросвященным", и другие. Кроме того,
сам акт крещения, принятый в православной церкви, свидетельствует, что он может
быть осуществлен только взрослым. После молитвы священнослужитель задает
крещаемому ряд вопросов: "отрицаешься ли от сатаны... ?" - должен
прозвучать ответ: "отрицаюся" и "отрекся",
"Сочетаешься ли Христу?" - "Сочетаюся"; "Веруешь ли
ему? (Христу)" - "Верую"... и т.д. До совершения таинства
крещаемый говорит Символ веры как свое исповедание и убеждение. И только потом
следует само крещение. Ясно, что над младенцем совершать такой акт
бессмысленно.
По свидетельству
истории все отцы церкви были крещены в сознательном возрасте. Иоанн Златоуст
(IV в.) - его родители Секунд и Анфуса были христиане, и тем не менее он был
крещен св. Мелетием, пастырем в Антиохии. Григорий Богослов (IV в.) - мать
благочестивая Нонна, отец христианин-священник, посвятивший сына Богу еще при
его рождении - был крещен после 24 лет. Василий Великий (IV в.) - у него не
только отец, мать и воспитательница были благочестивые христиане, но и 5
братьев были иноками (из которых три епископами) - он принял крещение когда ему
было 30 лет. Все это творцы литургий, до настоящего времени совершаемых в
православии. Как сказано в Четьях-Минея, в IV веке было обычаем крестить
взрослых. Таким образом, приведенные данные неопровержимо свидетельствуют, что практика
детокрещения не только порочна по своим результатам (т.к. крещенные в
младенчестве очень часто живут во грехах и в их жизни не видно следов
возрождения), но и разрывает преемственность между учением Апостолов и
деятельностью современного православия.
Устранив центральную
истину Нового Завета - возрождение крещением младенцев, православие открыло
широкий доступ в церковь массе невозрожденного, но формально крещенного народа,
который постепенно проник в среду священнослужителей и занял главенствующие
места в церковной иерархии. Будучи лишены руководящего действия Духа Святого
(Который не может пребывать в невозрожденном человеке, живущем во грехе), они
ввели в церковь огромное количество сугубо мирских, а не духовных постановлений
и правил, хотя, возможно, и исходили из самых лучших побуждений. Но
продиктованы они были плотью, а не Духом.
С начала третьего
столетия и вплоть до наших дней мы встречаем в христианских церквах множество
разных определений сущности крещения. Обратимся поэтому к первоисточнику.
Посмотрим, что говорит о таинстве крещения Св. Писание, и откуда произошли
связанные с этим вопросом заблуждения.
Что такое крещение?
Слово "крестить" в греческом оригинале, означает
"погружать" или "хоронить в воде". Крещение, по словам Св.
Писания, является символом погребения греховной жизни уверовавшего. Со Христом
крещаемый умер для греха и воскрес с Ним для "обновленной жизни".
Поэтому ап. Павел пишет: "Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во
Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в
смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в
обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, - то должны
быть соединены и подобием воскресения" (Рим.6,3-5). Крещение - прообраз
омытия наших грехов в жертвенной Крови непорочного и чистого Агнца и
возрождения от Духа Святого: "И вас, которые были мертвы во грехах и в
необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи" (Кол.
2,13). Крещение - наше публичное свидетельство пред людьми и пред Богом о том,
что в смерти Христа мы нашли спасение, ибо "подобное сему образу крещение,
не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает
воскресением Иисуса Христа" (1Петр.3,21). Актом крещения крестящийся исповедует,
что он чрез веру вступил в тесное общение со Христом и получил от Него прощение
грехов: "зная то, что ветхий наш человек распят с Ним... дабы нам не быть
уже рабами греху" (Рим. 6, 6). Ибо "во Христа крестившиеся, во Христа
облеклись", и "уже не я живу, но живет во мне Христос", ибо
"сораспялся Христу" (Гал.2,19-20; 3,27). Крестящийся как бы говорит:
я не возлагаю никакой надежды на мою плоть, я ей не доверяю. Я даже не допускаю
мысли о возможности исправления своей ветхой, греховной натуры, а потому я
отдаю ее на смерть, перехожу на сторону Христа и выступаю против самого себя
(Рим.7,18-19; 6,11-14; 8, 1 и 8-9).
Спасает ли крещение?
Спасает Христос Своей пречистой Кровью (Откр.1,5; 1Иоан.1,7). Крещение является
как бы подтверждением того, что дар спасения нами уже принят, что Голгофская
жертва и Дух Святый уже совершили дело спасения в нашем сердце: что мы уже
приняли дарованную нам жизнь во Христе и наслаждаемся ею. Запомним же, что не
крещение приводит к спасению и новой жизни, а новая жизнь приводит к крещению.
Там, где Дух Святой не произвел еще перемены в жизни, там крещение лишено
всякого основания. Предварительным условием истинного крещения является
сознательная вера во Христа, покаяние и обращение к Богу, ибо только тот,
"кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Мк.16,16). Заметьте,
что не креститься сначала, а потом, веровать, но сначала уверовать, а затем уже
креститься. Такой порядок установлен самим Богом, и как много вреда причинило
христианству искажение этой Божественной последовательности. Господь дал людям
ясное поведение, говоря: "Идите, научите все народы, крестя их" (Мтф.
28, 19). Сначала надо научить, а потом уже крестить. Заметим также, что для
совершения крещения требовалось "много воды", настолько много, чтобы
крещаемый мог "скрыться под водой" (Иоан.3,23). Крещение есть личное
повеление Господа, данное проповедникам Евангелия - крестить: "крестя
их" (Мтф. 28, 19), а верующим в Евангелие - креститься, "и да
крестится каждый из вас" (Деян.2,38; 9,18).
Ведет ли обычай
крещения детей свое начало от апостолов? Мы, русские, принявшие христианство
спустя девять веков после его основания, унаследовали его от Греции уже тогда,
когда христианство было сильно засорено, испытало на себе влияние различных
государственных систем и пропиталось Византийским язычеством. Приняв
христианство не из первоисточника, а как бы из вторых рук, мы приобщились ко
всем его "готовым" вековым наслоениям и заблуждениям. Вместе с этими
отступлениями от Св. Писания мы приняли и учение о крещении детей. Этот
исторически проверенный факт лишает нас, русских, права пользоваться всеми
излюбленной фразой: "православие ведет свое начало от апостолов..." О
крещении детей в первоапостольской церкви нигде нет ни малейшего упоминания. Мы
не встречаем случая детокрещения ни в одной книге Св. Писания. Исследуя
церковную историю, мы находим, что первым, кто упоминает о крещении детей, был
епископ Лионский Ириней (около 200 года по Р. X.). Но было бы ошибкой
допустить, что к этому именно времени учение о крещении детей вылилось в форму
церковного догмата. Напротив, еще в IV веке крещение взрослых было обычным
церковным правилом. Лишь в VI веке, когда господствующее положение
государственной церкви утвердилось, крещение младенцев стало явлением
распространенным, общепринятым и даже обязательным.
Как и почему возник
обряд крещения детей? Детокрещение оказалось выгодным для государства, на
службу к которому церковь попала, лишившись своей самостоятельности.
Детокрещение доставляло государству подходящий элемент в лице людей, в детстве
крещенных, но бессознательных и пассивных, готовых на послушание не только
добру, но и злу, если таковое облечено в "благородные" и
"возвышенные" идеи. Поддержанию такого учения содействовали и
соответствующие правительственные указы. В кодексе Юстиниана сказано:
"Родители, как скоро сами они крещены, обязуются под страхом тяжких
наказаний крестить и своих детей". (Алмазов,592 стр.). Закреплению и
узаконению этой ереси помогли знатные и влиятельные прихожане, так называемые
"благотворители церкви". Император Лев Философ повелел крестить детей
до истечения 10 дней после рождения. Были и другие государственные указы,
направленные к закреплению этой ереси, перечислять которые считаем излишним.
Второй причиной к отступлению
послужило то, что духовенство государственной церкви, переходя из рода в род,
стало пополняться лицами неапостольского призвания. Появились люди
"церковной профессии". Таким пастырям-профессионалам выгодно было
умножать количество крещенных, притом без всякой проповеди, Евангелия, даже без
катехизации и оглашения. Евангелие с течением времени все больше и больше
заслонялось ложными человеческими учениями, как-то: учением гностиков о
магической силе таинств, языческими суевериями, традициями, постановлениями
отцов церкви, вселенских соборов, всегда действовавших под известным давлением
светской власти. Вековые заблуждения принимались сменившимися поколениями
безоговорочно, ибо заблуждения эти выдавались за истину кристальнейшей чистоты,
не требующую доказательств, и всякий, кто имел смелость усомниться в
подлинности догматов и верности учения, объявлялся церковью еретиком и
отступником. Обсуждать и проверять правильность православных догматов веры? Да
нужно ли это? В России такой вопрос никогда не поднимался ни в церковной, ни в
светской литературе. Церковная цензура никогда бы ничего подобного в печать не
пропустила. Ожидать решения этого вопроса в общецерковном масштабе не
приходится. Те, кто прозрел духовно, решают его в личном порядке.
ДЕТОКРЕЩЕНИЕ
Ответ Андрею Кураеву, диакону православной церки
В диспуте, который
представляется вашему вниманию, будет использованы отрывки из книги Андрея
Кураева "Протестантам о православии". Сначала будет ссылка из книги,
а потом ответы на его аргумент.
1. Андрей Кураев:
Протестанты говорят, что поскольку младенцы юридически недееспособны и
неразумны, они не могут исповедовать Евангельскую доктрину и, соответственно,
не могут быть членами народа Божия. Православные, однако, исходят из того, что
знать, что такое воздух - это одно, а дышать им - нечто иное. Младенец не знает
свойств и происхождения молока - но без него жить не может. Какая мать скажет
заболевшему ребенку: "ты все же сначала вырасти, кончи медицинский
институт, и только когда ты поймешь, как действует на организм это лекарство, и
когда ты пообещаешь больше никогда не есть снег - вот тогда я тебе дам
лекарство!"? Да, ребенок не знает, что такое Церковь и на каких принципах
она строится. Но ведь Церковь - это не философский кружок, не простое собрание
единомышленников. Церковь - это жизнь в Боге. Отлучены ли дети от Бога? Чужды
ли они Христу? Не абсурдно ли оставлять детей вне Христа (а крещение всеми
христианами понимается как дверь, вводящая в Церковь Христову) лишь по той
причине, что нормы римского права не видят в них признаков
"дееспособности"?
Ответ (Игоря
Калкавура): В этом аргументе чувствуется иеговистский подход, ибо аргумент с
каверзной начинкой. Сначала дается высказывание, что крещение есть дверь в
Царство, а потом протестанты обвиняются в том, что не разрешают своим детям
спастись. Также поступают и Свидетели Иеговы. Сначала высказывают
предположение, что личность не может разделиться на 120 человек, а потом
объявляют, что из-за этого Дух Святой не Личность. Или сначала объясняют, что
Бог всех любит, а потом спрашивают: может ли любящий Бог создать ад? Все же
начинается с неправильного толкования. Вы сначала докажите, что крещение есть
ворота в рай (или молоком, без которого ребенку не обойтись), а потом обвиняйте
протестантов в нелюбви к своим детям. Но даже если согласиться с тем, что
крещение есть вход в церковь, никак не назовешь его входом в рай, ибо
разбойнику на кресте обещали рай без водного крещения (Лк.23:43), а Корнилий
получил Духа Святого без рукоположения и крещения. Если Господь разрешил
разбойнику войти в рай без крещения, позволит ли Он невиновным детям войти туда
без православного крещения?
2. Андрей К.:
Насиловать человека нельзя. Но с какой стати младенцев считать за демонов?
Какие основания считать, что они противятся соединению со Христом? Согласны ли
протестанты с суждением Тертулиана, что душа человеческая просто по природе
своей уже христианка? Значит, естественно для человека стремиться ко Христу, а
не противиться Ему? Значит, лишь злая воля человека отклоняет его стремление от
Источника жизни? И что же - выходит, младенцы столь злы, что для них нет места
в Церкви и что их крещение нельзя расценивать иначе как насилие над их
волеизъявлением?.. Лучше не ссылаться на слова Христа о детях: "Таковых
есть Царство Небесное". Ибо в этом евангельском тексте стоит не
указательное местоимение - "сих", но "таковых".
Игорь К.: Никто не
считает детей за демонов. Православная философия, утверждающая, что некрещеный
ребенок является несчастным, ведет к другой философии, что у протестантов все
дети - дети дьявола. И если православные согласны, что душа христианка, то
зачем омывать тело, ведь душа питается и очищается Словом Божьим! Идея крещения
детей произрастает из-за доктрины о первородном грехе.. Эта доктрина
утверждает, что все дети рождаются в грехе. Бог считает и их ответственными за
грех Адама. Но при использовании этой доктрины для сохранения детокрещения и
объявления всех детей неспасенными, возникает необходимость рассмотреть свои
воззрения по отношению к Богу. Библия нам повествует о любящем и милующем Боге.
Какой Отец, имея двух детей, будет наказывать одного из-за плохого поведения
другого?! Какой Бог будет считать ребенка ответственным всю вечность за дела,
которые он и не думал делать? "Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет
вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и
беззаконие беззаконного при нем и остается" Иез.18:20. Мы верим, что у
каждого человека есть личная ответственность за свои грехи и не может младенец
уйти в ад, только лишь из-за того, что не попал сначала в воды крестильника!
Детокрещение является насилием над волей человека, ибо если захотел бы Бог, Он
всех сделал бы верующими, а Он желает, чтоб все Ему служили добровольно и
сознательно, не по принуждению, а по выбору. В православии мы сталкиваемся с
"фабрикой изготовления" верующих, где же тогда представленный Богом
выбор каждому человеку в поиске истины? И тогда почему бы не повторить
"подвиг" крещения Руси огнем и мечом и в других странах?
Дети не нуждаются в крещении.
Христос говорит, что "таковых есть Царствие Божие" (Лук.18,16) и
ограничивается благословением их. В другом месте Христос говорит, что
"ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного"
(Мтф.18,3-4,10; Мк.10,14-15). Спаситель неоднократно подчеркивает, что если мы,
взрослые, не обратимся и не станем как дети, "не сможем войти в Царство
Божие" (Лука 18,16-17). И сами православные понимают, что существует закон
совести, по которому Бог будет судить язычников. Он не будет осуждать за невыполнение
каких-то особых ритуалов! К источнику жизни не присоединяются через ключик
воды, а посредством возрождения через Духа Святого (Ср. Ин.7:38-39) И как бы ни
понимали мы слово "таковых" и "сих", ясно одно, что дети
увидят Бога, ибо у них чистое сердце. И если они берутся как пример
"оригинала" и похожие на них попадут в Царство Божие, возникает
вопрос, почему "таковым" Бог откажет? Можете ли вы себе представить
Бога, проверяющего у врат небесных пропуска, в которых должна быть печать
православной церкви, удостоверяющая крещение?
3. А. К.: Первым
прообразом было прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с
младенцами - а для ап. Павла это уже знак крещения: "Не хочу оставить вас,
братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь
море; и все крестились в Моисея в облаке и в море" (1Кор.10,1-2). Если
младенцы приняли участие в ветхозаветном крещении, на каком основании надо
отказывать им в возможности принять крещение новозаветное?
И. К.: Отвечая на этот
аргумент, необходимо прочитать весь отрывок: "Не хочу оставить вас,
братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь
море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же
духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного
последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил
Бог, ибо они поражены были в пустыне" 1Кор.10:1-5. В этом отрывке дан
прекрасный пример того, что Бог не взыскивал с детей за грехи отцов! Умершие в
пустыне не были ли крещенными?! Остались только их дети. Спасло ли этих детей
крещение в облаке, милость Божия или что-то другое? Бог поразил весь народ
из-за неверия, но можно возразить: они же крещены!? Спасет ли православного
крещение, если не будет веры? Детей Бог оставил жить, а значит и сегодня
оставляет жить до полного сознания и добровольного шага к Нему! Зачем крещение,
если нет веры, как и здесь: чем помогло крещение в облаке если "отцы"
неверные."Итак видим, что они не могли войти за неверие" Евр.3:19. Также
нужно отметить, что когда Священное Писание говорит об ОТЦАХ, Оно не всегда
имеет ввиду и грудных ДЕТЕЙ: "Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял
отцов наших, принуждая их бросать детей своих, чтобы не оставались в
живых" Д.А.7:19.
4. А.К.: Вторым
прообразом таинства Крещения было обрезание. Обрезание было знаком вхождения в
Божий народ, знаком Завета. Совершалось же оно на восьмой день после рождения
мальчика (Быт. 17, 9-14). Так что - до Христа младенец мог быть членом Церкви,
членом народа Божия, а после Его пришествия и жертвы это оказалось невозможным?
Так пришел ли Христос, чтобы облегчить людям путь к Богу или чтобы затруднить
его? Наверное, чтобы облегчить. Пришел он только ради взрослых или и для детей?
Наверное, и детям тоже Он облегчает доступ к дому Отца… Обрезание сменилось
тем, прообразом чего оно было - крещением (Кол. 2, 11). Но неужели в итоге
смены Заветов младенцы уже лишены возможности стать членами Церкви?
И. К: В Новом Завете
значение внешнего обряда обрезания умаляется. В нем заявляется о необходимости
замены обрезания. Но не каким-то другим внешним действием (например,
крещением). А внутренним расположением сердца (обрезание сердца!). Павел
указывает, что ветхозаветное обрезание было внешним формальным действием,
свидетельствующим о принадлежности к иудаизму, но истинный иудей тот, который
таков внутри: "Но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание,
[которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от
Бога." Рим.2:29. Павел говорит, что не просто прошло время обрезания, а
что изменилась сама структура, частью которой было обрезание. Таким образом,
если что-то и заняло место внешнего обрезания, так это не крещение, а
внутреннее обрезание. Но как указывает Павел в Кол.2:11-12, между духовным обрезанием
и крещением существует тесная связь. Апостол ясно указывает, что обрезание
сегодня существует, но оно нерукотворное: "В Нем вы и обрезаны обрезанием
нерукотворенным..." Кол.2:11 (Ср. Еф.2:11). Также на Иерусалимском соборе
когда:" восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили,
что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев"
Д.А.15:5, то хоть раз бы мелькнула мысль, что обрезывать не нужно, ибо
обрезание является прообразом крещения. Павел бы встал и сказал: так как мы,
православные, проповедуем детокрещение, то зачем обрезывать? Крещение ни в коем
случае не является "новозаветным обрезанием", иначе младенцам и
взрослым женского пола не надо было бы креститься вообще, как не надо им было
обрезываться в Ветхом Завете. Галатам, признававшим ветхозаветное обрезание,
ап. Павел не говорит, что оно заменено в Новом Завете крещением (Гал.5,6-11 и
6, 15) - но, напротив, решительно разграничивает эти два понятия, открывая
истинный смысл того и другого. Также разрешим и себе немного
"толкования": если Аврааму вменилась праведность по вере, а не по
обрезанию -(крещению), то думаем, что Бог вменяет и сегодня без
"обрезокрещения". "Блаженство сие [относится] к обрезанию, или к
необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда
вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания"
Рим.4:9-10.
Для всякого,
уверовавшего в Иисуса Христа, крещение является сознательным вступлением в
новый союз (Новый Завет) с Богом. Сознательная вера в Христа, как личного
Спасителя, приводит грешника к возрождению. Там, где отсутствует такая вера, не
может быть рождения свыше, а раз так, то недопустимо тогда и само крещение. В
подобном случае оно окажется лишь лжесвидетельством о спасении, которого он, крещаемый,
от Бога не получил.
5. А. К.: Крещение есть
вхождение в народ Божий, причем это не юридическое "приобретение прав
гражданства", а присоединение к Телу Христову, получение благодатного
покрова, благодатной помощи.
И. К.: Не крещение есть
вход в тело, а возрождение. Корнилий крещен Духом, без крещения и рукоположения
(Д.А,10). А как раз крещение Духом является присоединением к Телу Христову:
"Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или
свободные, и все напоены одним Духом" 1Кор.12:13. Также мы имеем и другой
случай где крещенные дети Божии еще не получали Духа, а значит небыли еще в
теле Христовом: "Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне
приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о
них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них,
а только были они крещены во имя Господа Иисуса" Д.А.8:14-16. Были крещены
во имя Господа Иисуса, но небыли еще крещены Духом Святым! / Одна из больших проблем
православия это слияние двух выражений "крещение водой" и
"крещение Святым Духом". Крещение водой есть символический ритуальный
акт, запечатлевающий соответствующее Таинство. Крещение же Святым Духом -
явление духовное, оно спонтанно совершается Самим Богом (и без рукоположения
клира). Оба эти крещения могут происходить одновременно, но они не тождественны
друг другу. Для крещения водой нужна вода, тогда как для крещения Святым Духом
никаких внешних атрибутов не нужно /.
6. А. К.: Таинствами
родители включают своих детей в состояние Завета, в состав народа Божия для
того, чтобы на малышей распространялась благодатная Божия защита, покрывающая
весь народ.
И. К.: Покрывающая
защита Божия не распространялась через таинства. С Авраамом, Ноем, Енохом и
Моисеем Бог работал и до обрезания, а кого-то взял на небо и без никаких
таинств(Быт.5:24). "И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам
его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя
Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и
помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть
призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их" Числ.6:22-27.
Итак мы читаем, что Свое благословение Бог не посылал благодаря обрезанию, а по
молитве Ему о детях, что и делают сегодня в баптистских церквях. Итак по
Ветхому Завету существовал и обряд обрезания и обряд благословения!
7. А. К.: Как некогда
еврейские дети в ночь самой страшной египетской казни спасались от погубления
кровью агнца, нанесенной на дверные косяки, так в христианскую эпоху от ангела
смерти дети защищаются Кровию истинного Агнца и Его печатью - крещением.
И. К.: Вот так всегда,
если нам надо, то и печать поставим. Но где Андрей Кураев нашел, что в ту ночь,
кто-то из евреев запечатывал двери? Или это надо православной апологетике? Если
там кровь и здесь кровь, то где там печать? Разве в христианской эпохе крещение
является печатью, или Дух Святой? "В Нем и вы, услышав слово истины,
благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным
Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в
похвалу славы Его" Еф.1:13-14.
8. А. К.: Крещение -
это всего лишь действие человека или в крещении помимо человека, кроме человека
действует еще и Бог? Крещение есть только то, что я хочу засвидетельствовать
перед лицом Бога, или же в крещении есть еще и встречное действие Творца, есть
встречный посыл благодати? Если верно лишь первое, то крещение не более чем
странный, чисто человеческий обряд, безблагодатная человеческая деятельность. И
повеление Христа о крещении выглядит странным: "кто будет веровать и
совершать вот такое-то обрядовое действо, спасен будет, а если кто не исполнит
именно этой формы обряда, будет осужден даже в том случае, если у него была
вера".
И. К.: Это отдает
немного чем-то из области мудрствования над написанным. Ибо как раз не
написано, что будет, если этот обряд не исполнить. А Мк.16:16, наоборот,
утверждает, что осуждение будет лишь за неверие, а не за невыполнение обряда!
Где Андрей Кураев нашел намек на то, что будет осужден даже в том случае, если
у него была вера?
9. А. К.: А если
главное в крещении совершается Духом - то откуда же у протестантов такое
дерзновение ограничивать область действия Того, Кто дышит, где хочет? Почему
они столь уверены в том, что Дух не хочет действовать в детях?
И. К.: Следуя логике
православного диакона, мы спрашиваем, почему этот Дух не может вселиться в
сердце ребенка при рождении? Не ограничивает ли тогда православие Святого Духа,
каждый раз на восемь дней? И если Он хочет действовать в детях, то не
ограничиваем ли мы Его водами крещения? Сам Господь Бог решил, чтобы свои
действия на земле Он продвигал по вере людей, ибо когда Иисус ходил по родному
краю, не мог совершить там никакого чуда из-за неверия соотечественников"И
не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки,
исцелил [их]. И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и
учил" Мк.6:5-6. Сам Господь Иисус не мог совершать чудеса, не потому что
люди небыли крещены, а потому что они не верили. Православные воздвигли еще
одну преграду: крещение; а может оставим решение Божие незаменимым, и разрешим
Ему действовать в жизни людей по нашей вере? Ибо православие, неправильно
истолковывая слова "от воды" перешли в такую философию, что
приписывают крещению чуть ли не всю благодатную силу спасения. Но Господь Иисус
ясно повторяет: есть рождение от плоти и есть рождение от Духа (нет повторения
+ вода(крещения)). Нужно родиться от плоти, а потом от Духа и увидишь Царство
Божие. Если человек не родился в этот мир, как же родить его от Духа?
(Ср.Ин.1:12-13 с Ин.3:5-6). Сегодня никто из баптистов, не ограничивает Духа
Святого, не крестя ребенка. Ибо первостепенная работа Духа Святого не состоит в
том, чтобы перерождать людей в водах крещения или вести верующих к тому, чтобы
они крестили своих детей. Его работа в следующем: " Он <Дух>, придя,
обличит мир о грехе и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня;
Ин.16:8-9. Потому баптисты не ограничивают Духа тем, что не хотят крестить
своих детей, а хотят помочь людям, которые, будучи крещены в детстве, перестают
думать о Нем и препятствуют Духу Святому работать в них! Духа Святого можно
ограничить только неверием, но никак не таинством крещения!
10. А. К.: В текстах
Нового Завета есть прямое повеление Христа: "Не препятствуйте им
<детям> приходить ко Мне" (Мф.19,14). Однако единственная дверь ко
Христу - "если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие
Божие" (Ин. 3, 5).
И. К.: Но разве дети не
подошли ко Христу? Причем тут текст Мтф.19:14 к Ин.3:5. Разве так должен
человек, знающий Библию, действовать? Ведь когда дети подходили ко Христу,
разве Он их крестил? Почему же Он отпускал их от Себя неспасенными? А может мы
и Христа будем обвинять, а не баптистов? По православной апологетике можно
обвинить Самого Иисуса Христа, ибо Он имел возможность "родить"
хотя-бы несколько детей "от воды" и не сделал этого! Христос,
взглянув на детей, "возложил руки на них и (крестил?! Нет, а) благословил
их" (Мк. 10, 16).
11. А. К.: Бог освящает
детей даже до их рождения, примером чему - Иоанн Креститель (Лк.1,15). Можно
вспомнить пророка Иеремию ("Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я
познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя" -
Иер.1,5) и апостола Павла: "Бог, избравший меня от утробы матери моей и
призвавший благодатью Своею" (Гал.1,15). Как видим, благодать может
касаться детей даже помимо их рассудка. Почему же отказывать детям в благодати
крещения и причастия?
И. К.: Диакон Андрей
Кураев сам себе противоречит. Если в Израильском народе существовали эти три
шага: обрезание, благословение и посвящение, то эти приводимые стихи еще раз
утверждают, что Бог есть Властелин жизни и Он действует как хочет, и не зависит
Его избрание от вод крещения. Ибо Моисея выбрали на служение до обрезания,
Авраама тоже, потому вход в завет и вменение праведности не по обрезанию или
крещению, а по вере! Благодать на Корнилия сошла без обрезания и без крещения!
12. А. К.: В Ветхом
Завете мы видим посвящение первенцев Богу на 40-й день. Могли ли они сами в
этом возрасте давать обет Богу, что будут служить Ему неотступно во всю свою
жизнь (см. Исх.13,2 и 1Цар.1,28)? Родители давали обещание за своих детей еще
до их рождения, и Бог благословлял это их намерение (1Цар.1,11; ср. Суд.13,7).
И в Новом Завете мы также видим, как Бог спасает детей по вере родителей:
бесноватый отрок исцелен по вере отца (Мк.9,17-27). По молитве хананеянки
спасена ее дочь (Мф.15,22-28). По вере капернаумского царедворца исцелен его
сын (Ин.4,46-53). По благоволению Божию к родителям вернулись к жизни их
умершие дети (Лк.7; Мк.5; Лк.8)
И. К.: Все это
правильно, но как это делалось, через воды крещения, через обрезание или
простым обращением к Богу. И тогда возникает вопрос: что есть крещение -
обрезание на 8-й день или посвящение на 40-й? У всех протестантов принято
молиться за детей еще до рождения, а после рождения молятся за него перед всей
церковью и посвящают его Богу! Так чем мы нарушаем Ветхий и Новый Завет? Бог
помогает детям по вере их родителей, но мы нигде не находим в Новом Завете,
чтобы кто-то получил прощение грехов и жребий со святыми по вере мамы!
13. А. К.: Нам говорят,
что детей нельзя крестить, потому что они не могут присягнуть на верность
Евангелию, а крещение, как говорит ап. Петр, есть "обещание Богу доброй
совести" (1Петр.3,21). Этот аргумент строится на неверном переводе
Писания. С сожалением должен сказать, что и синодальные переводчики в этом
месте ошиблись. Ближе к оригиналу церковнославянский перевод: Крещение не
"обещание Богу доброй совести", а "вопрошение у Бога совести
благи". Здесь крещение оказывается не приношением, не обещанием, но -
просьбой… Язычники судятся законом совести - и всякий человек судится им, но
совесть христиан просвещена спасительным даром.
И. К.: Добрая совесть
не вопрошается, а сама вопрошает и обещает! Читаем восстановительный перевод с
греческого оригинала: "...крещение: не удаление грязи плоти, а обращение
доброй совести к Богу...". ("Живой поток", Анахайм - 1998). Совесть
не является тем, над чем работает Бог! Она сама обещает Богу или, согласившись
немного с Андреем Кураевым, скажем, что совесть вопрошает Бога. Любой человек
рождается уже с чистой совестью, а когда приходит время, то она не вопрошается
у Бога, чтобы была чистой, а очищается кровью Иисуса Христа посредством
веры(Евр.9:14)!
У православных есть три
места Священного Писания, по которым они считают крещение средством возрождения
(необходимым условием спасения): Мк.16:16; Ин.3:5; 1Петр.3:21. Как мы уже рассматривали,
последние два не поддерживают такую доктрину. В Мк.16:16 читаем: "Кто
будет веровать и креститься, спасен будет". Но обратите внимание, что во
второй части стиха крещение вообще не упоминается: "а кто не будет
веровать, осужден будет". С осуждением связано отсутствие только веры, а
не крещения. По законам индуктивной логики, если какое-то явление (например,
спасение) происходит в одном случае, но не происходит в другом, причину этого
явления надо искать в том, чем эти случаи различаются между собой. Итак, в
необходимости для спасения веры в Мк.16:16 заявляется совершенно определенно,
тогда как вопрос о крещении не столь ясен. Еще один аргумент заключается в том,
что этот стих (фактически весь отрывок Мк.16:9-20) не фигурирует во многих
кодексах и переводах Евангелия. Потому мы можем сделать следующий вывод, что
крещение не является средством возрождения и спасения, поэтому умозаключения,
что протестанты закрывают людям двери в рай, не имеет никакой Библейской
основы!
14. Вот еще одно
немаловажное место: "Неверующий муж освящается женою верующею, и жена
неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь
святы" (1Кор.7,14). Могут ли люди, находящиеся вне завета, то есть
некрещеные дети, называться "святыми"? Могут ли быть святыми те, кто
не привиты к единственно святому корню - Христу (Рим. 11, 16)? Протестанты
говорят при толковании этого библейского места, что эти дети "святы"
просто по рождению, освящены верующей матерью и потому их не нужно крестить. Но
это же самое тогда надо говорить и о муже верующей жены: если он, еще будучи
язычником, стал свят благодаря верующей жене, то может, и его стоит принимать в
христианство без крещения? Тогда будет две двери для вхождения в христианскую
Церковь: тем, у кого нет родственников-христиан, надо будет креститься, а
имеющим христиан среди близких надо будет просто приносить от них справку. Но
если это - абсурд, то значит, и предположение о том, что вера матери освящает
детей сама по себе, без таинства возрождающей Христовой благодати, не менее
абсурдно. Значит - приходится допустить, что дети стали "святыми"
через их непосредственное и личное освящение, то есть через крещение.
И. К.: Это не абсурд, а
просто ваша философия. Ибо если сам Бог, говорит, что дети верующих святы (поставлены
отдельно для Бога), то почему их крестить? И это освящение, которое происходит,
имеет силу во время зачатия и распространяется на детей, а не на родителей.
Ведь написано дальше, что "теперь дети святы", а свят ли неверующий?
Если спасение происходит через воды крещения, то зачем этот стих вообще
существует в Библии? Или может для того, чтобы трактовать его в пользу
детокрещения? Ясно же написано, что дети святы, а не неверующие члены семьи.
Нужно подумать также, как быть православию, до того, как Русь и все страны
приняли крещение? Как быть со всеми умершими без крещения? Представим, что
родители неверующие, находятся близко к православной церкви. В определенный
момент умирает вся семья. Будут ли судить родителей, за то, что они ребенка не
крестили? А что ребенку будут предъявлено? Будут ли у него просить
свидетельство о крещении в православной церкви? В Ветхом Завете есть обещание,
что сын не будет отвечать за грехи отца и наоборот. Если Господь поставил
каждого человека лично быть ответственным за свое хождение и спасение, то как
оно может зависеть от моих родителей? Не перебрасываем ли мы личную
ответственность на общенародную. Да, в Ветхом Завете Бог работал одновременно
со всем народом, но по Новому, Он хочет общаться с каждым лично. И потому не нужно
придумывать две двери для вхождения в церковь, а подумать, почему этот стих
попал в Библию? Если он якобы неправильно толкуется баптистами, то тогда зачем
он вообще написан, если возможно спасти ребенка или освящать его путем водного
крещения? Если бы Павел был сторонником детокрещения, то он бы подсказал
верующей стороне, чтобы она подождала еще восемь дней до крещения, и ребенок
будет святым и спасенным. (Но если так, то что делать с ним в течении 8-ми
дней? А если умрет раньше, кого судить будут?)
15. А. К.: И в
новозаветных текстах мы видим описание таких событий, которые предполагают
крещение детей вместе со взрослыми. Крестились Лидия и домашние ее
(Деян.16,15); темничный сторож "и все домашние его" (см. Деян. 16,
31); Павел "крестил Стефанов дом" (1Кор.1,16). Апостолы крестили
целую общину самаритян (Деян. 8, 14-17) - и вполне возможно, что там были и
несовершеннолетние дети.
И. К.: Но "вполне
возможно" не значит "были", а если бы и были, то и тогда
выражение "весь дом" относится лишь к тем, кто мог "внимать
тому, что говорили", т. е. людям, способным веровать. Говоря
"мобилизован весь дом" для работы в поле, мы подразумеваем, что
принимают участие все способные к труду, а отнюдь, не младенцы. В Д.А.16
говорится о Лидии, что "была крещена она и весь дом". Как утверждает
J.W. MacGarvey, для того чтобы отстаивать, что в доме были младенцы, во первых,
должно быть предположение что Лидия замужем. Но в Библии мы не находим такой
подсказки. Но если даже и допускаем, что Лидия была замужем, надо предположить
что она имела и детей, и они жили с ней в Филиппах, но не в Фиатире, откуда она
была родом (Д.А.16:14). И кроме всех этих гипотез, должны еще допустить, что по
крайней мере один из ее детей был слишком мал, чтобы понимать и уверовать.
Также в остальных случаях, можем быть уверены в том, что не существовали
младенцы. В 10-й главе Деяний упоминается о Корнилии, что он был: "
благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим", следовательно, все
были достаточно взрослые, чтобы бояться Бога. В случае с темничным стражом
написано: "возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога", а
это значит, что все домашние были достаточно взрослые, чтобы могли
возрадоваться за соделанный шаг к Богу! О Стефановом семействе нам мало
известно, но в конце послания Павел говорит о них: "...что оно есть
начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым" 1Кор.16:15.
Значит, семейство составляют достаточно взрослые люди, которые могли посвятить
себя на служение. Но так, как нам мало известно об этих семьях, элементарная
логика подсказывает, что это не может быть основой для крещения детей, которые
не упомянуты ни в одном семействе! А философия с общиной самарян просто не
поддается толкованию. Иногда люди видят в тексте именно то, что они ищут. Когда
Андрею Кураеву нужно видеть, что крещение в облаке есть прообраз водного
крещения, он с радостью отмечает, что там были грудные дети (не замечая, что
все крещеные пали в пустыне (1Кор.10:5)). Но дорогой Андрей Кураев в Д.А,8:12
написано четко: "крестились мужчины и женщины", а детей вообще не
упоминают. (Между прочим, слово "домом своим" не всегда имеет ввиду
членов семьи. Ср.1Тим.3:12).
В Д.А8-36-38 на вопрос:
"Что препятствует мне крестится ?" - ответ был - "Если веруешь
от всего сердца, можно". Значит, отсутствие веры препятствует человеку
принять крещение. Личность должна иметь возраст и способность "принять
Слово" (Д.А. 2:41) перед крещением. Без веры никакой акт или таинство
перед Богом не имеет силы, ибо: "...все, что не по вере, грех"
Рим.14:23. Интересный порядок виден и в Еф.4,5:"Один Господь, одна вера,
одно крещение". Не идет сначала крещение, а потом Господь, но все по
порядку. Сначала мы узнаем о Господе, потом пользуемся своей верой, и лишь
потом идем к крещению. Или можно наоборот? Сначала покреститься, потом верить,
а потом узнать в Кого, и в конце понять, что все это было для Господа?
Однажды Павел сказал:
"Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы
не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил
ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать,
1Кор.1:14-17. Посредством его слов мы обращаемся ко всем православным
священникам: хотели ли вы последовать примеру Павла и поблагодарить Бога, что
вы хотя-бы не будете крестить младенцев? Если бы крещение имело бы такое
действие возрождения, какое вы приписываете, то Павел бы проповедовал крещение
язычникам и звал бы их к водам. Но акцент в своем служении он делал не на
детокрещении, а на благовестие, от которого вера (Рим.10:17), а она и спасает!
По логике православной церкви, Павел наооборот должен был крестить детей
тысячами, и представить им возможность "родиться от воды"! Конечно
жаль, что православные отбирают у своих детей право на выбор цели в жизни,
который он должен сделать самостоятельно. Когда ребенку нужно выбрать
профессию, мы советуем ему что и как делать, а вот в самом главном выборе жизни
мы говорим ему: за тебя выбор сделали твои нанашки! Павел сказал: "Ибо
если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая
[обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую!" 1Кор.9:16.
КРЕЩЕНИЕ СПАСАЕТ, НО ОТ
ЧЕГО?
"...Он и
находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему
их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором
немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему
образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести,
спасает воскресением Иисуса Христа" 1Пет.3:19-21. Спасает, но от чего?
Ноя, Бог спас не потому, что он сделал себе ковчег и зашел в него, а
посредством веры: "Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было
видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он
(весь) мир, и сделался наследником праведности по вере" Евр.11:7. Ной уже
был спасен до потопа. Ковчег дал возможность отделиться от всего развращенного
мира и переждать гнев Божий. В Священном Писании мы находим стихи, из которых
можем прийти к выводу, что крещение спасает, но от чего? От ада? Нет конечно, ибо
разбойник на кресте получил спасение без вод крещения! О Петре написано:
"...многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от
рода сего развращенного" Д.А.2:.40. Из этих слов мы можем заключить, что
крещение спасает от рода развращенного. Ибо Ной был спасен по вере, а ковчегом
он отделился от "рода развращенного", а это, как говорит Петр в своем
послании, является образом для нас. Следовательно, и мы путем крещения
отделяемся для Бога, меняя свое гражданство: "избавившего нас от власти
тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего" Кол.1:13.
Имел бы смысл разговор
о детокрещении с православным лишь только в том случае, если все остальное было
бы у них по Библии. Но, поскольку с помощью Священного Писания, мы понимаем,
что имеем дело не с правильно славящей (неправославной) Бога церковью, то
возникает вопрос: имеет ли какую-то благодатную силу крещение, принятое в
еретической церкви? Конечно нет. Потому вопрос о крещении детей или взрослых
должен обсуждаться с православием в последнюю очередь. Потому протестанты
перекрещивают тех, кто когда-то были крещены в православии или католицизме, ибо
никакую благодатную силу при детокрещении они не принимали, и они остаются
невозрожденными. Веками православная и католическая церковь доказывает, что
люди не становятся лучше от того, что их крестили в детстве. Человек не
рождается от вод крещения, а от Духа и становится новым творением во Христе
Иисусе! ]]
Оригинал данного
текста на :
http://eresi.tora.ru/show.php?or+or_2_01