Интервью с дьяконом
Андреем Кураевым
Fакел.:
Как-то вы цитировали "незаслуженно забытого богослова" - Винни Пуха,
говорившего, что "все, что ты можешь сделать, это пойти и встать на такое
место, где тебя найдет поэзия". Что для вас значит быть православным
дьяконом, чувствуете ли вы связь с Богом? Если да, опишите свои ощущения.
Андрей
Кураев: На такие вопросы в православной этике не рекомендуется
отвечать. О личном опыте в православии говорить не принято. В сектах - да, у
них там любят рассказывать: я был неверующим, я был грешником, даже курил, но
когда я принял "харе кришна" и Спасителя, с тех пор я больше не
грешу, я - святой и даже курить бросил. Такого рода исповеди вызывают у меня
нечто среднее между сочувствием и улыбкой.
F.: Что
для вас Бог, создавший все, - некая персона, энергия или еще что-то? Разъясните
то же самое и про дьявола.
АК: Это
реальности, причем личностные. Как не может быть любви без любящего, так и не
может быть ненависти без ненавидящего. После опыта зла, который был в двадцатом
веке, особенно в нашей стране, - я могу понять человека, который сомневается,
есть ли Бог на свете, но понять того, кто сомневается в существовании дьявола
мне гораздо сложней.
F.: Библия
для простого человека - это набор поучительных мифов, исторических рассказов и
легенд. Скажите, чем она является для вас, вам известен некий ее изначальный
смысл, недоступный непосвященному?
АК: Человек,
прочитавший Библию, не может воспринимать ее как набор мифов хотя бы потому,
что Ветхий Завет - подчеркнуто историческая книга, исторические хроники. А
Новый Завет - это вообще история одного человека, поэтому тут мифы ни при чем.
F.: Скажите,
пожалуйста, о жизни Иисуса Христа до 33 лет практически ничего не известно, вы
можете что-нибудь прояснить по этому поводу?
АК: Что
прояснять: жил, рос. А зачем еще что-то прояснять? Время эпических
повествований - это время шахматных часов: когда моя очередь делать ход, тогда
мои часы идут, когда я ничего не делаю, - мои часы стоят. Нет такого
изоморфного времени, которое течет независимо от событий. Для евангелистов
значимо время, когда Христос что-то делал. И это не умно, это глупо, это
насилие над исторической реальностью, когда начинают выдумывать, что, знаете
ли, в это время он в Индию ходил, или в Египет, или еще куда-то. Эти вещи очень
легко проверяются - Христос проповедовал не на греческом языке, он проповедовал
на арамейском - разговорном языке Палестины. Сегодняшняя лингвистика умеет
понимать и доказывать - где перевод, где оригинал. В переводе определенная
фраза может быть просто интересной, но на языке оригинала она будет потрясающе яркой
- это игра смыслов, оттенков. Сейчас, когда стали переводить слова Христа с
греческого на арамейский, выяснилось, что многие его изречения - потрясающе
поэтичны и афористичны.
F.: Скажите,
вы знакомы с организацией "Идущие вместе", если да, как вы относитесь
к их деятельности?
АК: Я
кошка, которая гуляет сама по себе и ни с кем вместе не ходит.
F.: Считаете
ли вы, что определенные произведения культуры необходимо запретить?
АК: Сама
по себе эта идея меня не травмирует. Элементарная нравственная цензура вполне
может быть.
F.: А
кто тогда будет цензором?
АК: Начнем
с того, что цензура у нас есть. Каждый раз, когда наши горе-демократы говорят,
что нет никакой цензуры, - они хотят сказать, что цензорами будем лично мы.
Когда они говорят, что журналистика должна быть независимой, - они
подразумевают, что это они будут делать свою газету и диктовать свои условия.
Нет более жестких цензоров, чем наши демократы. Я даже по церкви это вижу -
есть в Москве так называемые демократические храмы, где потомки Александра Меня
служат. На словах они на себе тельняшки-рясы рвут: мы либералы-демократы. Но
мои книги они никогда не продают - я не из их гнезда. Так же и в прессе - есть
определенные телеканалы, телепередачи, где я никогда не появлюсь. Там
совершенно четкая установка: найдите другого батюшку, какого-нибудь такого -
тупенького, чтобы создал соответствующий имидж православию. Пусть цензура будет
открытой, гласной, как в царские времена было - в каждой книге указывалось, кто
цензор. Не анонимно, а вполне конкретно - ставилась на титуле фамилия цензора,
и он нес ответственность за эту цензуру.
F.: Скажите,
вы ведь наверняка как служитель церкви против употребления матерных слов. В
быту же их употребляет каждый россиянин. Можете объяснить, почему эти слова вызывают
такой ажиотаж?
АК: Большинство
из тех слов, которые сегодня считаются матерными, вошли в язык как попытка
заменить выражения, считающиеся нецензурными в былые времена. Но поскольку они,
говоря языком семиотики, указывали на те же самые денотаты, все равно стали
малоприличными. Человек должен идти к свободе. Свобода есть некое самовластие,
на греческом это - эксусия, что означает существование себя самого. Человек
обязан защищать свою свободу, и в том числе от самого себя. Очень наивно
считать, что свобода - это свобода политическая. Свобода - это свобода от своих
реакций, или защита от своих реакций. Это навевает мне один эпизод из Диккенса,
из его "Записок пиквикского клуба". Там мистер Пиквик - человек, я бы
сказал, такой православной комплекции (о. Андрей подразумевает его полноту. -
F.). Так вот, он куда-то торопился и останавил кэб на улице. Когда он в него
уселся, то заметил, что кэбмен - тоже человек не слабого телосложения, а лошадь
- такая дохлая, тощая кляча. И мистер Пиквик спрашивает кэбмена:
"Простите, милейший, а эта кляча нас довезет или нет?" На что кэбмен
отвечает: "Не извольте беспокоиться, сэр. Главное - заставить сделать ее
первый шаг, после этого кэб набирает скорость и кляча убегает от него, чтобы он
ее не задавил". Это олицетворяет принцип наших отношений с нашей
собственной эмоциональной жизнью, когда внешние обстоятельства или наши
стереотипные реакции подгоняют нас и сами за нас решают, что мы скажем и что мы
сделаем. А все очень просто: за базар ответишь. Человек - это существо, которое
должно научиться контролировать все аспекты своей жизни. Если ты хочешь быть
по-настоящему свободным - бери под контроль все: в том числе - свои эмоции и
свою речь.
F.: Как
вы воспринимаете СПИД с духовных позиций - как Божью кару или как дьявольское
изобретение?
АК: Два
дня назад я листал старый "Журнал московской патриархии" за 85-й год,
и нашел, наверное, первое упоминание об этой болезни в церковной прессе и,
полагаю, вообще в советской. Речь шла о какой-то экуменической встрече на
Западе, и среди прочего автор писал: а еще участники встречи были
проинформированы, что появилась некая новая болезнь называемая ЭЙДС, которая
поражает грешников. Когда я впервые об этом услышал, у меня был всплеск
недоверия - не может быть такой болезни, поражающей только гомосексуалистов,
проституток и наркоманов! Когда оказалось, что это действительно так - первая
реакция была шоковая: наверное, это действительно некая Божья кара. Причем
независимо от происхождения - даже если следовать версии, что болезнь эта не
естественным путем возникла, а была создана в лаборатории. Но в христианстве:
любая болезнь, входящая в мою жизнь, - именно от Бога. Самая глупая и
примитивная реакция считать, что боль, вошедшая в мою жизнь, - от дьявола. От
этого начинаются поиски - кто порчу навел, кто проклял, начинаются витки
ненависти: самооправдание, осуждение других, фатальная подозрительность.
Духовенство этого никогда не приветствовало. Если пришло несчастье, то имей
мужество сказать, что Господь тебя ставит в такие условия - ты должен через эту
боль вырасти. Вспомните Окуджаву: "А душа, уж это точно, ежели обожжена,
справедливей, милосердней, праведней она". Здоровый человек не имеет права
осуждать больного, какая бы у того ни была болезнь. Но если болезнь пришла ко мне,
то про себя я именно так и должен сказать. Для христианства - это этика с
двойным дном: я не имею права поступать с другими так, как я должен поступить
по отношению к себе. По словам академика Аверинцева - христианство создало
поистине виртуозную культуру усмотрения собственной виновности. Я должен
прощать другим, но не имею права прощать себе. Не должен искать грехи у другого
человека, даже если он оказался в несчастье, но если со мной случилось
несчастье - о своих грехах должен задуматься.
F.: Несколько
лет назад Троицкий благовестник издал брошюру "Рок-музыка на службе у
сатаны". Там говорилось, в частности, что рок-музыка предана анафеме и что
это оружие дьявола в борьбе за сердца людские. Вы тоже так считаете?
АК: Сегодня
слишком многие люди дерзают от имени церкви высказывать то, что сама церковь не
высказывала. Вся эта книжка построена на пересказе статьи одного французского
католического священника. И речь идет именно о западном роке. Очень странно,
что там не подвергается анализу именно русский рок, который все-таки немного
другой. Рок - это прежде всего культура протеста. На Западе этот протест
вылился в антихристианские формы, потому что общество формально христианское,
лицемерное. А в России общество, конечно, не менее лицемерное, но открыто
атеистическое, поэтому русский рок со своими поисками души оказывается в русле
протеста, но который при этом способен подвести к пониманию Евангелия. Я плохо
представляю себе западный рок, я не знаю, есть ли там люди типа Юры Шевчука, но
после знакомства с его песнями и лично с ним я затрудняюсь говорить размашисто
о роке как таковом.
F.: А
что значит предать анафеме?
АК: Это
значит публично засвидетельствовать несовместимость той или иной идеи с
христианской верой или же отлученность данного человека или группы людей от
церковного общения. И это ни в коем случае не проклятие! В католической
традиции - это проклятие, да, но в православии я знаю только один случай, когда
анафема провозглашалась как проклятие. Был 1820 год, греки подняли восстание
против турок, а при этом их султан собирался издать закон, согласно которому
все православное население в Турецкой империи объявлялось вне закона и
подлежало вырезанию. Об этом стало известно в правительствующих кругах,
поскольку в правительство Турецкой империи в ранге трехбунчужного паши входил
константинопольский патриарх. Перед ним встал страшный выбор - либо гибель всех
его соотечественников, либо какой-то неожиданный поступок. И тогда он публично
издал послание от своего имени и от имени Синода: анафематствовать всех восставших
греков. И там было не просто слово "анафема", потому что туркам это
было бы непонятно, там были страшные слова - пусть ваши жены станут вдовами,
пусть ваши дети будут сиротами, пусть земля станет как бесплодный камень под
вашими ногами, а небо - медным тазом, которое будет сжигать вас огнем, ну и так
далее.
F.: Сбылось
проклятие?
АК: Нет,
это не сбылось. Турки проиграли, грекам удалось создать свое эллинское
королевство. Патриарха этого, Грегория, турки все равно повесили через три
недели. Но, как ни странно, греки почитают его как святого и героя, ему везде
стоят памятники. Он принес в жертву свою совесть, душу и, несомненно, репутацию
- только ради того, чтобы спасти свой народ. И уж понятное дело, что когда
отлучали Льва Толстого, то ни о каком проклятии не было и речи, даже службы
специальной не было. Это Куприн придумал рассказ "Анафема" -
исключительно литературного рода вымысел невысокого пошиба. А была просто
публикация в газетах, что «своими заявлениями и действиями граф Лев Николаевич
Толстой поставил себя вне православной церкви и мы просим всех православных
христиан молиться о его вразумлении».
F.: Почему
православная церковь осуждает секс? Ведь научно доказано, что подавление
сексуальности делает человека злым и агрессивным. А ведь православные каноны
требуют доброты и миролюбия…
АК: Я
не могу сказать, что современные подростковые компании, в которых как раз секс
является главным в жизни, менее агрессивны, чем представители более закрытых
обществ.
F.: То,
что с ними происходит, - это алкоголь...
АК: Поэтому
не стоит вот именно здесь искать причины агрессивности. Есть вопрос о свободе
человека: или твои гормоны управляют тобою, ударяют тебе в голову, и ты думаешь
уже не головой, а какими-то иными своими органами. Или ты - человек. И как
человек ты не просто повинуешься инстинктам, и твой поиск - не просто с кем-то
спариться. Человек должен любить не тело другого человека, а самого человека,
целостного, тело и душу. А когда сегодня юноша говорит девушке словами Ромео -
"я тебя люблю", то в 90 случаев из 100, в переводе на русский язык
это значит - "слышь, телка, я тащусь от ощущений, которые испытываю в
твоем присутствии". В современной молодежной культуре "я тебя
люблю" означает "я тобой пользуюсь". Это не любовь, а всего лишь
одна из форм эксплуатации человека человеком.
F.: Ислам
сейчас активно распространяется везде. Как вы оцениваете реальность
мусульманской угрозы?
АК: Слово
"угроза" здесь двусмысленно, потому угроза предполагает какой-либо
злой умысел. А в чем можно упрекнуть мусульман? В том, что они честные люди,
которые придерживаются своих древних традиций и проповедуют свою веру? Разве
это плохо? Вся проблема в нас - ислам в России распространяется потому, что у
нас атеисты размножаться разучились. Вот удивительный итог ХХ века: с точки
зрения дарвинизма оказалось доказано, что атеизм - это тупиковая ветвь
эволюции. В России сейчас на одну семью 0.7 ребенка. Для нормального
воспроизводства нужно 2.3, а многодетные семьи у нас исключительно религиозные:
мусульманские, баптистские... Лет через 100, если Россия будет сильна людьми
религиозными, то действительно станет мусульманской. Дело в другом - почему мы
так не дорожим своим языком, своей культурой и своей верой? И почему мы лишаем
своих детей права на жизнь?
F.: На
Западе сейчас процветает воинствующий католицизм, который пытается опровергнуть
каждое открытие. Какие у православия отношения с наукой?
АК: Нет-нет,
это не на Западе. Это чисто сектантский феномен так называемых баптистов,
фундаменталистов-неопротестантов. Это не католики и не православные, это узкая
сектантская идеология, распространенная в южных штатах США. Это отнюдь не весь
запад и отнюдь не весь христианский мир. Что касается отношения православия и
науки - они сложные: нам приходится обороняться от ученых, которые хотят
задушить нас в своих объятиях. Дня не проходит, чтобы в патриархию не
постучался какой-нибудь человек и не сказал, что изобрел очередной харизмометр,
замерил энергетику Святого Духа, вывел компьютерную формулу Троицы и так далее.
Не надо устраивать коммунальную квартиру - пусть религиозное и
естественно-научное мышление живут в разных плоскостях. Профессионал отличается
тем, что всегда знает границы своей компетентности, границы применимости метода
своей работы. А некоторые ученые забывают об этом и позволяют себе вторгаться
со своими методами и формулами в мир религии. Это пОшло, это псевдонаука. И
конфликт происходит не между церковью и наукой, а наукой и псевдонаукой.
F.: Почему
сегодня так популярны разные восточные религии, течения, секты?
АК: Главная
причина успеха - в их технологичности. В православии есть фундаментальная
неясность, для нас самих и для верующих. Любой православный человек, если его
спросить, как он пришел в церковь, скажет вам - да я не знаю, меня сам Господь
привел. Есть какая-то тайна личного обращения. А в сектах, напротив, все очень
технологично - вот тебе мантра, вот тебе гуру, вот тебе путь. Все это очень
привлекает ленивого современного человека. А православие притягивает тех, кто
прежде всего ценит свободу.
F.: Вы
как-то сказали, что в будущем мы передадим наши православные традиции китайцам,
которые сохранят наши святыни. А как, по-вашему, сколько будут жить эти
традиции? Еще век, еще тысячу лет, вечно?..
АК: Православная
традиция, безусловно, доживет до конца мировой истории. Другой вопрос - в каком
качестве? Несомненно, самый последний период, мы будем в капсулированном
состоянии - будет крайне мало людей, придерживающихся православия всерьез.
Этому ничуть не будут мешать те обстоятельства, что официальное православие и
во времена антихриста будет процветать. Храм будет храмом, но вероучение,
которое там будет извещаться, будет весьма далеким от христианства. Евангелие
очень пессимистично в этом смысле настроено - есть печальные слова Христа о
том, что "сын человеческий придя найдет ли веру на Земле", в
Апокалипсисе сказано: "Сатане дано будет вести войну со святыми и победить
их". Но мы не знаем, когда все это настанет, а сейчас мне очень дорога
французская поговорка: "Делай то, что ты должен, и будь, что будет".
F.: Может
ли гомосексуалист стать православным священником?
АК: Может.
При условии если он, как и человек нормальной сексуальной ориентации, умеет
контролировать свое влечение. Вот обычный мужчина, и у него есть мужское
чувство влечения к женщине, но это не значит, что он должен на всех
набрасываться. А если он в добрачном состоянии - семинарист или монах, то он
обязан вести целомудренный образ жизни. Если у тебя по каким-то
физиологическим, психологическим или этическим причинам существует влечение к
особям собственного пола, это не означает, что ты должен перед ним
капитулировать. Если этот человек сможет контролировать свое влечение, то он
сможет стать священником.
F.: Как
вы отдыхаете? Как проводите свободное время?
АК: В
этом смысле мой образ жизни совершенно извращенный. Вся моя жизнь - в поездках,
поэтому для меня отдых - это если я могу дома посидеть. Счастливое время, когда
я могу на 2-3 часа запереться дома и не выходить вообще никуда, даже в магазин.
Есть, конечно, странное противоречие между моим характером (я - глубокий
интроверт) и сверхпубличностью моей жизни.
F.: Как
вы относитесь к людям некрещеным, неправославным и, более того, с
противоречащим православным канонам мировоззрением?
АК: Нет
общего отношения. Что за человек? Почему он такой? Иногда я могу испытывать
чувство вины - когда слышу, что человек пробовал войти в лоно церкви, но
вспоминает какими словами его встретили, куда послали. Это наша вина, что мы не
нашли с ним общего языка. Бывает, напротив - откровенное самоуверенное хамство.
В таких случаях я вспоминаю слова Иосифа Бродского: "Есть мистика, есть
вера, есть Господь, есть разница меж них и есть единство, одним вредит, других
спасает плоть, неверье - слепота, но чаще - свинство". Очень разные бывают
мотивы неверия.
F.: У
вас большая семья?
АК: Я
один. Я изначально строил свою жизнь так, чтобы не иметь корней. Поэтому я не
священник и у меня нет прихода - мне нужно ездить повсюду.
F.: А
вы когда-нибудь любили женщину?
АК: До
некоторой степени это все-таки был не я, потому что это было в те старые
исторические годы, когда я даже еще крещен не был.
Fакел - журнал для тех, кому больше всех надо
http://www.fakel.org/art.php?id=25&art_id=371