О ТОМ, КАК АПОЛОГЕТЫ ДЕЛАЮТСЯ АНТИСЕМИТАМИ
И вот опять в
аптеке нету ваты.
Кто виноват? Евреи виноваты".
(Из почти современного фольклора)
Наверное, вряд ли бы имело смысл
полемизировать с недавно вышедшей брошюрой под названием "Как
делают антисемитом"
("Одигитрия", 1998), если бы не тот факт, что ее автором является
диакон Андрей Кураев. Лично у меня нет ни одного знакомого православного, кому
не было бы известно это имя. Книги, выходящие из-под пера диакона Андрея,
печатаются исправно - по нескольку названий в год, как правило, имеют
епископское благословение и продаются чуть ли не в каждом, по крайней мере,
московском, храме Русской Православной церкви. Думаю, что ни один мало-мальски
ориентирующийся в современной российской церковной действительности человек не
может не отметить "зеленой улицы", данной сегодня (в отличие от ряда
других талантливых проповедников) многогранной деятельности о. Андрея - ныне
профессора Свято-Тихоновского богословского института - и того имижда некоего
"главного апологета" Русской Православной церкви, который о. Андрей,
пусть негласно, но имеет. Это обусловливает то обстоятельство, что взгляды
последнего, хочет ли он того или нет, нетрудно отождествить с официальной
церковной точкой зрения. Безусловно, осознает это обстоятельство и сам о.
Андрей - иначе вряд ли имела бы большой смысл специально сделанная им в книге
оговорка, что за все написанное отвечает не Русская Православная церковь, а
лично автор. Однако подобная оговорка не в состоянии снять остроту проблемы.
Слишком велика ответственность столь признанного и популярного церковного
писателя за каждое слово, как бы ни подчеркивал он частный характер своих
мнений. Об ответственности как таковой речь у нас еще пойдет ниже, но сначала -
о содержании брошюры в целом. На сей раз диакон Андрей предлагает нам не
христианско-апологетический труд, не полемику с протестантами или рерихианцами,
не критику экуменизма. В новой книге он жалуется, что его... делают
антисемитом.
"Я не хочу им стать" -
восклицает о. Андрей, заключая предисловие. Кто же делает о.Андрея антисемитом?
По сути, автор дает два ответа. Один - более узкий и четко сформулированный:
еврейские журналисты, они же - "господа с НТВ и иные представители
демпрессы". Второй - более широкий и как бы размытый по всему тексту:
евреи как таковые. Обо всем этом, собственно, и написана книга. Еще раз о
деструктивной роли евреев в мировой истории и русской революции, о
"березовско-гусинской" финансово-информационной империи, о
"кощунственном фильме", о нашумевшей статье Эдуарда Тополя... Словом,
опять "про это".
Естественнно, о. диакон всюду стремится
подчеркнуть, что он - совсем не то, что всякие там "кондово-махровые".
Он не был бы сам собой, если бы забыл снабдить текст периодическим
подчеркиванием своей объективности, оговорками о необходимости для христианина
видеть бревно в своем глазу, ссылками на недостаток любви, молитвенности,
духовности в себе (и своих единомышленниках): "Не одними Серафимами
Саровскими населена русская земля". Задирают, мол, подталкивают к
"импульсивным реакциям" - вот и накипело... Однако текст заставляет в
этом усомниться. Вполне можно допустить, что у немощного человека, каким признает
себя о.Кураев, в результате какой-нибудь очередной, на его взгляд, оскорбляющей
"религиозно-национальные чувства" выходки
"демократически-филосемитской" (почти неологизм о.Андрея - Д.М.)
печати может вырваться эмоциональное: "Опять эти ... ! Кругом одни ...
!" (кстати, слово "жид" и его производные пестрят в цитатах,
которыми изо- билует книга). Но как
списать на чувства и эмоции следующий пассаж:
" ... у этого неизбывного
революционного энтузиазма евреев есть религиозные корни. Дело в том, что, когда
Господь создавал Израиль, то сотворил его таким, чтобы он смог выжить среди
более старших и более мощных... народов и империй. Израилю был дан
поразительный талант сопротивляемости, талант революционерства. Чтобы Израиль
смог выжить в империях... - ему была дана пробивная сила, которой обладает
травинка, взламывающая асфальт. Этот дар остался у Израиля и тогда, когда дары
пророческие и духовные были у него отняты. Но теперь этот талант начал работать
уже против христианских империй и культур. В любой революции, направленной на
разрушение канонов и традиций, национальных форм бытия и сознания, евреи
принимают активнейшее участие - или прямо ее устраивая, или провоцируя ее
постоянным брюзжанием по поводу "этой страны" и "этих
догм", или же организуя ей информационно-рекламную поддержку" (стр.
79-80). Закономерен вопрос: что это - "импульсивная реакция" или
все-таки идейная убежденность автора, подкрепленная теологическим фундаментом?
В других местах книги автор будто бы забывает о своем недавнем сокрушении по поводу
собственной немощи и стремится оправдать ее перед читателем. Дескать, он не
одинок: эти евреи кого угодно сделают антисемитом. "У всех народов на
земле", - читаем мы на стр. 68, - "во все века возникала одна и та же
реакция на евреев (т.е. антисемитизм - Д.М.), когда те поселялись среди них в
достаточно большом количестве". Естественно, с соответствующими
историческими примерами (на которые, впрочем, не трудно найти и контрпримеры).
Что же все-таки делают своим поведением евреи - реализуют дар самосохранения
или, наоборот, проявляют "неумение жить рядом", провоцируя на свою
голову негативные "реакции" окружающих - этот вопрос не проясняет ни
один пример, ни собственно авторские измышления. В потемках иррациональной
националистической мифологии нетрудно заблудиться и незаурядному интеллекту
диакона Андрея, рискнувшего в эти потемки забрести.
Невзирая на такую мелочь, как подобные
противоречия, автор творит и собственные мифы. Одно из его "открытий"
состоит в том, что Международный женский день 8 марта, оказывается, имеет
прототипом Пурим - жуткий, по заверениям о. Андрея, еврейский праздник,
красноречиво свидетельствующий о жестокости "их" национального
характера...
Хочу быть правильно понятым: я вовсе не
считаю автора неким патологическим юдофобом. И пишу эту статью не потому, что
"за евреев обиделся". Ведь не в евреях, по сути говоря, дело. Я не
ставлю перед собой задачи полемизировать со всеми набившими оскомину
человеконенавистническими бреднями, неизмеримо больше меня интересуют судьбы Церкви
и личность автора, вдруг взявшегося эти бредни воспроизводить и
"творчески" развивать.
Мне попросту досадно, что с о.Андреем продолжает играть злые шутки старый, как
грехопадение, принцип мышления: виноват кто-то, но не я. И его коллективный
вариант: виноват какой-то другой род, но не мой. Для диакона Андрея, судя по
его нынешним писаниям, этот
род носит название "евреи". Для арабского националиста - тоже евреи,
зато для еврейского - арабы. Для любера - панки, и наоборот. Для кого-то
виноватыми могут оказаться велосипедисты или почтальоны... Обыденное,
проистекающее из нашего эгоцентризма родоплеменное или, шире сказать, групповое
сознание, порождающее и антисемитизм, и русофобию, и кавказофобию, католико-,
православно-, секто- и все другие подобные "фобии". Духовная немощь,
заставляющая делить окружающих людей на своих - правых и чужих - виноватых.
Обычное дело.
Обычное, если бы не одно обстоятельство:
диакон Андрей Кураев - христианин, а значит, призван все это в себе изживать,
не только цитировать данное ему от Господа повеление искать прежде бревно в
своем глазу, но и исполнять его. К тому же, диакон Андрей Кураев не просто
христианин, а признанный миссионер, в известной степени "визитная
карточка" Русской Православной церкви. А значит, поддаваться искушению
родоплеменной психологии для него особо непозволительная роскошь. Какую-то там
маргинальную нациствующую газету "Десница", на которую он ссылается,
описывая пагубные последствия показа фильма Скорсезе, прочтут полтора человека
(я, например, даже и не знал, что таковая существует: газету
"Десятина" видел, а о "Деснице" слышу первый раз). А вот
Кураева, философствующего на "жареную" тему, будут читать и
передавать из рук в руки множество людей: смотрите, что говорит авторитетный в Церкви
человек! Не это ли говорит и Церковь? Ясно, что спрос с такого человека
двойной. По совести говоря, тут не сетовать на свою немощь надо, а работать над
собой, умножать, как говорят в Церкви, аскетические усилия. Необходимость
видеть в людях лучшее подсказывает мне, что и сам о. Андрей где-то в глубине
сердца все это понимает - во всяком случае, способен понять. Он прав, когда
отстаивает утверждение о том, что в Церкви нет антисемитизма. В ней вообще нет
места греху. Любой грех любого христианина, в том числе и антисемитизм, всегда вне
Церкви. Не случайно брошюра "Как делают антисемитом" - быть может,
единственная из его многочисленных книг, не имеющая епископского благословения.
На практике же о. Андрей при всем его нынешнем преуспеянии остается в нашей
церкви фигурой, я бы сказал, трагической. Трагична сама его добровольно взятая
на себя роль, которую я бы определил как роль интеллектуала на службе
обскурантизма. В некотором смысле, правда, здесь есть повод для оптимизма: раз
такое возможно, значит, обскурантизм в нашей церкви еще не совсем победил.
Победившему обскурантизму интеллектуалы не нужны... Но здесь, собственно, и становится
понятно, в чем трагизм.
Свой несомненный дар слова, свой явный
проповеднический и апологетический талант о.Андрей, как правило, употребляет не
на положительное свидетельство о Христе и Православии, а на бесплодную полемику
с иноверцами и инославными, на скрупулезное выискивание пороков
"внешних" учений и практик, будь то Талмуд или Каббала, "Живая
этика" или католическая молитвенная практика. И этим обрекает себя на
принадлежность не к настоящему, а к прошлому. Стиль апологетики, избранный
диаконом Андреем Кураевым - это отнюдь не "православная апологетика на
пороге XXI века", как значится на первой странице ряда его книг, изданных
фондом "Благовест". Это замшелый прозелитический стиль
"конфронтационного богословия", настоящей идеологической войны, в
которой все чужое подвергается идейной бомбардировке, а любое проявление
критического (что означает попросту "рассудительного") отношения к
"своему" воспринимается как предательство. Такое апологетика, в конце
концов, предлагает человеку попросту рабский путь - запугивает его, уже и так
запуганного миром сим, творящимися в других религиях, у
"конкурентов", ужасами, а потом говорит ему: иди к нам, у нас такого
нет... Думается, что время подобной апологетики для нас, христиан, прошло
задолго до "порога XXI века".
Разумеется, миссионерствовать "из
окопа" психологически легче, привычнее. Это верно в случае, если в нас еще
остается родоплеменное и групповое сознание, заставляющее нас и Церковь
воспринимать как "нашу группу", вне которой кругом враги. Но, мало
того, при неизжитости такого сознания возможен и вариант, когда Церковь для
человека оказывается е щ е о д н о й группой помимо остающихся для него в таком
качестве рода, племени, нации и т.п. Человек привыкает жить в Церкви, не
отлавивая в себе этой психологии, ее раздваивающего и расцерковляющего
действия.
К каким это приводит последствиям для
самого носителя подобного сознания, для христианской миссии и Церкви в целом,
отчетливо видно на примере даже такого маститого церковного деятеля, как о.
Кураев. Так, в рассматриваемой нами брошюре, развивая богословское обоснование
тезиса о врожденной деструктивности еврейства (на стр. 80), он строит следующую
антитезу: идеал Израиля - обличающий нечестие окружающих пророк (секулярный
вариант - "оппозиционный журналист"), чувство ответственности за все
- тоже, оказывается, "еврейское" чувство (стр.82), а вот
"православно-русский" идеал - напротив, тихий молитвенник,
"неслышно созидающий добро в себе и раздающий его окружающим".
Безусловно, такой драгоценный дар в Церкви необходим, но ведь дары в ней
различны! Зачем же таким искусственным противопоставлением лишать нашу
поместную церковь не менее драгоценного и важного пророческого дара? Что, не
должны на Руси родиться пророки и просто люди с повышенным чувством ответственности? О чем здесь, собственно
говоря, ревнует диакон Андрей: о дарах Церкви или о чистоте "национального
идеала", да еще по-своему понимаемого?
Между прочим, лжепророков вокруг -
действительно пруд пруди, и это не какая-то "врагомания", а духовная
закономерность падшего мира. Чтобы не попасть в их сети, нам нужны пророки
истинные - вспомним противостояние Иеремии и Анании. Но не случится ли так, что
срочно потребуются ответственность и пророческий дар, а их не окажется: диакон
Андрей Кураев отдал их Израилю, а "новому Израилю" не оставил? Еще
один пример. В 1997 г. у о. Андрея вышли брошюры "Протестантам о
Православии" и "Наследие Христа". Первая книга и девяносто пять
процентов второй посвящены полемике с протестантами, вопросам соотношения
Писания и Предания. И всему этому подведен итог на десяти последних страницах
второй брошюры - в "Послесловии для культурологов", где без обиняков
говорится, что эти книги - "обычный протест местной культуры против
глобальной макдональдизации". Ни больше, ни меньше. Иными словами, автор
фактически признался, что защищал не вероучительные истины, не Церковь и даже
не конфессионаьные интересы, а всего лишь интересы "местной культуры".
Спрашивается: неужели вся богословская, мировоззренческая, этическая
аргументация, содержащаяся в этих книгах - лишь прикладная вещь, средство для
достижения внецерковной цели? Когда подобный секуляризм сознания вдруг
проявляет заслуженный церковный апологет - это уже тревожный симптом.
Таких симптомов в нашей церкви сегодня
немало. Выход в свет брошюры "Как делают антисемитом" - тоже из их
числа. Это "очень своевременная книга", но, увы, опять не для Церкви.
Хорошо укладывается она лишь в ряд "Тополь - Макашов - Илюхин".
Что ж, каждый сам выбирает, кому и чему
служить.
Один момент для выбора, кстати, у
о.Андрея недавно был. Летом минувшего года на него вдруг ополчилась газета
"Русский Вестник" - газета, раскручиваемая некоторыми из наших
изоляционистов в качестве православного издания, а на деле явно нецерковная,
настолько нецерковная, что не смогла оценить заслуг отца диакона по
богословскому обеспечению партии, к которой сама принадлежит. В его писаниях
редакции "Русского Вестника" почудился ненавистный
"либерализм" (для публики с подобными взглядами вообще характерна
аллергия на умных людей и складную речь), и в газете возник безграмотный
пасквиль под названием "Против ереси диакона Андрея (Кураева)".
Безграмотный во всем, вплоть до названия: в Церкви принято писать в скобках
фамилии лишь монашествующих. Поначалу о.Андрей проявил нормальную реакцию:
назвал клевету клеветой, ненависть ненавистью, глупость - глупостью. Правда, в
целом ответы выглядели как-то несоразмерно масштабам нападок - полные газетные
развороты в нескольких изданиях, будто бы речь шла о богословски обоснованных
претензиях, исходящих из солидных церковных кругов. Но вскоре буря стихла, а
потом вышла книга "Как делают антисемитом".
Не без грусти предполагаю, что теперь в
отношениях с "Русским Вестником" у о.Андрея проблема исчерпана. Хотя
очень надеюсь, что ошибаюсь.
Дмитрий Матвеев
Оригинал данного
текста на :
http://uspenie.chat.ru/okuraeve.htm