21.03.2000 Вечерняя Москва

Почему не взорван кремль?

Диктатура круговерти вместо диктатуры Закона


Я не говорю, что сожалею. Нет, я никогда не произнесу этих слов, ибо они не соответствуют духу истинной веры. А. Дюма, "Три мушкетера"

Каковы бы ни были причины пресловутого российского долготерпения, вряд ли стоит печалиться по поводу отсутствия в стране вооруженных мятежей, погромов, религиозных или гражданских войн.
Но недавно я с изумлением узнал, что есть в России человек, который об отсутствии социальных потрясений сожалеет. Его мысли показались мне столь впечатляющими, что я дерзну процитировать их.

"Вы знаете, - заявляет наш автор, - я бы с таким удовольствием говорил бы сегодня проповеди против бунтов, восстаний и погромов, но их, к сожалению (выделено мною. - А.К.), нет".

Не слабо? А вот еще хлеще: "В России нет православного терроризма, нет русского националистического экстремизма. С точки зрения диагностики жизнеспособности общества - это плохой признак... Достаточно вспомнить "Последнее искушение Христа". И то, что в ответ НТВ с Гусинским не взлетели на воздух, - плохой признак. В любой порядочной стране это бы произошло - мусульманской, католической, протестантской. А раз у нас этого не произошло, значит, никакого народного самосознания нет".

Изрек все это - нет, не подумайте, не Александр Проханов и не Альберт Макашов. Автор - известный и уважаемый проповедник и богослов, диакон Андрей Кураев.

Вообще, следует всячески избегать, чтобы подобные тексты попадали в руки неподготовленным в богословском плане сотрудникам прокуратуры. Будь на моем месте какой-нибудь ретивый представитель этого ведомства, он мог бы в состоянии крайнего возбуждения произнести нечто вроде: поосторожнее на поворотах, святой отец! Неровен час с такими высказываниями занесет Вас на зыбкую почву статьи 280 УК РФ, где речь идет о призывах к насильственному изменению конституционного строя или чему-нибудь подобному.

Поскольку автор этих строк - закоренелый адвокат, готовый, по словам газеты "Московский комсомолец", защищать кого угодно от чего угодно, придется мне защитить г-на диакона от нападок, кои в прессе уже и появляются, ибо, как не трудно догадаться, не одни лошади способны шарахнуться в сторону от таких формулировок.

В чем-то Андрей Кураев и в самом деле прав. Говоря его же словами, за последние десять лет нас били по всем возможным болевым точкам, а мы никак на это не реагируем. И дело тут, конечно, не в фильме "Последнее искушение Христа". Его демонстрировали во многих странах, но нигде ничего, слава Богу, не взорвалось. Религиозный экстремизм вообще не свойствен российскому менталитету - не было в нашей стране ни гонений на ведьм, ни "крестовых походов", ни Варфоломеевской ночи, ни религиозных фанатиков-цареубийц. Сожжения на костре по религиозным мотивам носили единичный характер.

Речь о другом. Ни одно из самых вопиющих нарушений экономических и гражданских прав не получает организованного отпора ни со стороны профсоюзов, ни со стороны политических партий или каких-либо иных организаций. Во Франции работники авиалиний из-за ничтожного по нашим меркам снижения их сверхвысокой зарплаты в канун чемпионата мира по футболу перепугали весь мир. У нас же люди повсеместно работают, вовсе эту самую зарплату не получая, - и ни намека на протест. В тех же США собственник какой-нибудь лачуги, стоящей на пути строящейся автотрассы, может с государства за эту лачугу чуть ли не миллион долларов потребовать - а то возьмет и не даст согласия на ее снос! В нашей стране никому из беженцев, не по своей воле лишившихся жилья, не придет в голову предъявить иск государству - даже и закона такого нет. Как говорил поэт, терпим мы все, что Господь ни пошлет.

Может, прав другой поэт: "Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков"? Но нет, желающих разжечь пламя народного гнева у нас предостаточно. Уж как славила газета "Завтра" какого-то странного безумца Ивана Орлова, чей автомобиль при не до конца понятных обстоятельствах взорвался на Красной площади! Каких только слов не жалели авторы этого издания, стремясь представить его героическим русским витязем и даже "святым"! Как, говоря их же словами, напряженно вглядывались они в бездну московской ночи, ожидая того, кто ворвется в ненавистный им Кремль! Но нет, не нашлось новых витязей. Покой и тишина..

В чем тут дело? Проще всего, конечно, согласиться с диаконом Кураевым и признать, что народ наш духовно оскудел и сегодня напоминает собаку с переломанным позвоночником, которая еще лапками скребет по земле, но свой дом охранять уже не может. Беда лишь в том, что с такими настроениями надо либо уходить в монастырь, либо эмигрировать. Посему как человек, не собирающийся делать ни того ни другого, данную гипотезу предпочту отвергнуть без комментариев.

Дело, по-моему, несколько в ином. Государство, выступавшее в хрущевско-брежневско-черненковские времена в роли доброго (подчеркиваю - доброго!), заботливого барина-крепостника (мужички мне что дети, но кто заслужил - пожалуйте на конюшню!), внезапно отпустило своих крепостных на вольные хлеба.

Свобода! Оказалось, что это и в самом деле очень сладкое слово. Почти у каждого из нас за годы "тоталитаризма" (на мой взгляд, с точки зрения политической науки бессмысленно называть тоталитарными режимы, существовавшие в СССР после смерти Сталина, но так уж повелось) накопился некий набор нереализованных, потаенных, но весьма страстных желаний. Один мечтал о подержанном автомобиле, другой - оказаться у подножия египетских пирамид, третий - прочитать "Лолиту" или, к примеру, сочинения мадам Блаватской, четвертый - посмотреть боевик о Джеймсе Бонде, пятый - собрать коллекцию дисков модной на Западе рок-группы, а еще лучше - побывать на ее концерте, хотя бы раз в жизни. Ничего этого советское государство не позволяло. А новое, либеральное, позволило. За это можно многое государству простить или уж, во всяком случае, не бунтовать против него.

Свобода от государственной опеки наступила. Одновременно с этим либеральное государство освободило и себя от обязательств перед гражданами: крутитесь, любезные, как хотите! И простые граждане на удивление быстро закрутились: одни подались в "челноки", другие занялись частным извозом, репетиторством, третьи устремились в мелкую торговлю, четвертые по мере сил обслуживали "новых русских", в том числе - оказывая им рекламные и иные интеллектуальные услуги, подобно героям романа Пелевина "Generation "П". Их высвободившаяся социальная энергия отнюдь не пошла в бунт. Люди нашли для себя более интересные дела.

Возник своего рода новый социальный контракт между гражданами и государством, строящийся на принципе "никто никому ничем не обязан". Российский человек смекалист и оборотист, и многие из нас вроде бы не страдают от отсутствия опеки со стороны государства. Крутятся! И не бунтуют.

При этом крутящиеся по большому счету ощущают себя людьми ненужными, заброшенными, несостоявшимися: они не требуют от государства реализации своих прав, поскольку не имеют перед ним обязанностей; им как бы (о, великое слово современности!) ничего и не положено. По западным меркам они "неграждане", маргиналы, люди-атомы.

Эта человеческая круговерть в своей совокупности образует гигантский теневой сектор экономики, по различным оценкам не уступающий легальному, а то и превышающий его. Нетрудно догадаться, что налоги с этого сектора в бюджет не поступают. Граждане крутятся и порой даже богатеют, а государство последовательно загибается. Чего ни хватишься - ничего у него нет. Недавно телевидение показало репортаж, где одна пожилая медсестра, выхаживавшая раненых еще в Великую Отечественную войну, признается: в войну с лекарствами и питанием для раненых было лучше, чем в наши дни.

В результате этой круговерти страдают самые нравственные, законопослушные и социально незащищенные граждане. Те, кто не хотят или не могут крутиться - врачи, учителя, военные, пенсионеры, инвалиды, а также люди творческих профессий, не желающие приспосабливаться, угождать прихотям толпы или вкусам денежных мешков.

Диктатура круговерти, как правило, выталкивает на поверхность социальной и политической жизни самых приспособляемых, беспринципных, аморальных. Недавно известный писатель Юрий Поляков вопрошал: где он, тот социальный фильтр, что пропускает во власть исключительно политиков безнравственных? Вот здесь он и есть! Люди, не стремящиеся к реализации своих прав, ничего не желающие от государства, легко становятся добычей манипуляторов и вряд ли могут выдвинуть во власть достойных представителей.

Но эта ситуация - для многих как бы вполне приемлемая - не может продолжаться бесконечно. Крутящиеся не платят налоги - в результате бюджет страны смехотворен для такого государства, как Россия. Отсутствие бюджетных средств для инвестиций, ремонта и обновления оборудования предприятий ведет к нарастанию аварий и катастроф на производстве; предельно низкие зарплаты вызывают отток из страны ученых и преподавателей; снижение уровня медицинского и социального обслуживания ухудшает генофонд нации. А потому, если мы не желаем превратиться в забытую Богом сырьевую полуколонию, пора бы подумать о восстановлении нормального социального контракта между государством и гражданами. Когда государство не будет делать вид, что можно прожить на зарплату в 600 рублей в месяц, а гражданин не будет притворяться, что он и в самом деле на нее живет.

Именно с этого - восстановления взаимного доверия между государством и гражданами - и должен начинать свою деятельность будущий президент. Нужна гигантская инвентаризация не только экономики, но и всего законодательства, всей системы взаимоотношений между гражданином и государством.

В противном случае мы действительно дождемся социального взрыва. Особенно, если нам будут постоянно напоминать о наших правах при их фактическом отсутствии. Как показывает история, накопление "человеческой пыли" в виде разуверившихся в себе бесправных индивидуумов в один отнюдь не прекрасный момент достигает "критической массы". И тогда не помогут даже проповеди, выступить с которыми так желает диакон Андрей Кураев.

 

http://www.argument.ru/material/text/?id=21

 

Hosted by uCoz