Д. Э. Пучкин (П. И. Иванов)

Как учит дядя Сэм и чему это учит нас

 

После падения тоталитарного коммунистического режима стало модно ссылаться на американский опыт. Через рухнувший “iron curtain” [железный занавес] к нам хлынул поток гамбугеров, чизбургеров, чиккен-макнагетсов и прочих сникерсов-памперсов. Что-то из этого не так уж плохо (бейсболка «Чикаго Баллз» и впрямь выглядит внушительнее, чем старая добрая кепка «Речфлот»). Что-то разочаровало (кока-кола оказалась на вкус менее приятна, чем «Байкал» или даже «Буратино»). Но всe это не так важно. Существенно то, что нам стали намекать, что надо перенимать так называемый американский образ жизни. По причине понятной аллергии на совковое прошлое, многим людям США казались и кажутся раем и безупречным образцом для подражания.

Крайне важными характеристиками любого общества являются отношение к религии и состояние системы образования. Все помнят, какими были эти характеристики в СССР. Откровенным воинствующим атеизмом была пропитана вся жизнь социалистического общества. Не была исключением и система образования. Не говоря уж о предмете «научный атеизм», преподававшемся во всех советских вузах, прямо антирелигиозными были пособия почти по всем предметам вузовской или школьной программы, особенно сие касалось гуманитарных дисциплин. Американскую систему образования советский агитпроп характеризовал как потворствующую «религиозным предрассудкам». В самом деле, «научный атеизм» не преподается, программа по естественным предметам почти деидеологизирована, работ классиков марксизма-ленинизма не конспектируют… Полное «религиозное мракобесие». О том, что атеизация школы может быть менее смешной и топорной, доблестные работники славного советского агитпропа даже не задумывались. Я вспоминаю своего школьного учителя химии, который отвечал за атеистическую работу. Делал он ее по-брежневски, по-застойному, кое-как. Он прямо заявлял: «Верьте, вы во что хотите, я эту атеистическую работу должен делать для галочки». Как и положено Христа ради юродивому (не шучу!!!), он корчил при словах «религиозные предрассудки» такие рожи, что весь класс лежал от смеха. Издеваясь над девочками, надевшими цепочки, наш химик говорил к примеру: «Нехорошая девчонка Ленка Гусева, у тебя в звене цепочки потайной крестик вмонтирован! Ну-ка сними!» Никто так не помог мне укрепиться в вере, как любимый учитель.

Американская общественная школа официально считается не «атеистической», а «светской». Т. е. в ней нет прямого атеистического воспитания, но религиозная пропаганда категорически не допускается. Такое положение сложилось не сразу. Первоначально обучение в общественной школе носило подчеркнуто религиозный характер. При этом одна из проблем заключалась в том, что полностью игнорировался конфессиональный состав учеников. К примеру, в общественной школе изучался общепринятый в то время среди англоязычных протестантов перевод Библии - “The King James Bible” [Библия короля Иакова]. Это вызывало недовольство католиков, которые считают этот перевод противным своей вере, искажающим библейский текст и у которых в то время исключительным авторитетом пользовался католический английский перевод сделанный с Вульгаты – “The Douay-Rheims Bible” [Доуэй-Реймская Библия]. В 1840 г. католический архиепископ Нью-Йоркский, монс. Джон Хьюз попросил Общество Бесплатных Школ фондировать школы находящиеся под его юрисдикцией, подобно тому, как фондировались масонские и протестантские школы. Законодательное собрание штата в ответ на это возбранило создание школ, где преподается учение какой-либо конфессии. Однако, формально не связанное с преподаванием какого-либо конфессионального вероучения изучение Священного Писания (по Библии короля Иакова) сохранялось в общественных школах. Архиеп. Хьюз пытался требовать полностью светского обучения в общественных школах, но безуспешно. Школьников-католиков заставляли учить в общественных школах Библию короля Иакова. В 1842 г. канадский католический миссионер обнаружил в г. Карбо (шт. Нью-Йорк), что сотрудники Библейского Общества раздавали Библию короля Иакова его прихожанам. Возмущенный этим проявлением протестантского прозелитизма, он публично сжег несколько экземпляров книги, что послужило поводом для проведения бурной антикатолической кампании в протестантской среде с кровавыми эксцессами и погромами католических храмов. Католиков обвиняли в попытках навязать свою веру (sic!!!) и непочтительности к Священному Писанию. В 1859 г. в Бостоне был случай, когда директор школы Мак-Лорин Ф. Кук избил школьника-католика Вильяма Уолла за отказ прочесть Десять Заповедей по версии Библии короля Иакова. Отец мальчика подал жалобу в суд, но судья-протестант замял дело. Для сравнения укажем, что в эти же годы в Российской Империи православный Закон Божий проходили только православные дети, дети прочих вероисповеданий на православных уроках не присутствовали (для католических детей, в местах массового проживания католиков, преподавался в государственных учебных заведениях католический Закон Божий). Постепенно страсти улеглись, в США получила развитие сеть частных конфессиональных школ. Таким образом, сложилась система тотального охвата населения США религиозным воспитанием: протестантов в общественных, церковных и частных школах, лиц прочих исповеданий в церковных и частных. Правда, в 1922 г. в штате Орегон был принят лоббированый масонским орденом «Благородных Рыцарей Мистической Гробницы» закон о запрещении каких-либо церковно-приходских школ, но в 1925 г. Верховный суд США признал его неконституционным (дело «Пьерс против Общества Сестер», 268 U. S. 510). В 1966 г. Апелляционный суд Мэриленда (высшая судебная инстанция штата), по настоянию антиклерикальной «Лиги Горация Манна», запретил государственное финансирование религиозных учебных заведений. Это было поддержано Верховным судом США (387 U. S. 97). В связи с этим ряд католических колледжей заменили персонал из духовных лиц и монашествующих на мiрян, сделали необязательными молитвенные практики, ввели относительную автономию управления от священноначалия. Десять лет спустя фонды были выделены. С тех пор американские католические колледжи стали служить не Богу, а Маммоне. В 80-е гг. это вызывало трения между американскими католиками и Ватиканом.

К сожалению, нет информации о проблемах американских православных. Думается, что они могли бы иметь те же проблемы, что и католики (протестантов раздражают в католическом вероучении многие общие с православными положения, например, почитание святых, икон, мощей). Однако, православных могло спасти плохое знание большинством американцев православного вероучения.

В ХХ веке ситуация в общественных школах стала резко меняться. Верховный суд США запрещает в 1962 г. чтение Библии в общественных школах, а в 1963 г. – молитву. Отныне всякая демонстрация своей принадлежности к христианству стала наказуема. После соответствующих решений Верховного суда в большинстве местностей США было вообще запрещено всякое упоминание о религии в учебном процессе. Но в декабре 1999 г. Министерство образования США обнародовало новые методические рекомендации, предписывающие изучение религиоведения во всех общественных школах по всей стране. Теперь учителя поощряются говорить о религии, дабы активно учить моральным и гражданским ценностям, а школьники - выражать свои религиозные взгляды.

Впрочем, вопрос о том, как интерпретировать новые методические указания остается открытым. Некоторые школы используют «приглашенных ораторов» (guest speakers), которые рассказывают о религиозных обрядах, но ряд учителей и родителей этим недовольны. Некоторые родители протестуют против того, чтобы учителя цитировали религиозную литературу (напр. Библию) при объяснении смысла религиозных праздников. Для нашего русского уха это звучит просто дико, ведь даже в советских книжонках по «научному атеизму» цитировали первоисточники (ту же Библию), рассказывая об учении и культе религий. Естественно, эти проблемы возникают только в общественных школах, в США достаточно имеется церковных или конфессионально ориентированных частных учебных заведений, где преподается Закон Божий. Но и здесь не обошлось без проблем (см. выше!).

Вернемся, однако же, к общественным школам. Один из соавторов вышеупомянутых новых методических рекомендаций, Чарльз Хэйнс, заявил: «Для религии есть место в общественных школах, но это должно быть академическое место в учебной программе. Как мы изучаем всё, что касается истории, так мы должны изучать и религию». Таким образом, процесс деатеизации американской школы только начался, заметно отставая от аналогичного российского. У нас уже никого не удивишь, если православный священник преподает в государственной школе религиоведение или «основы православной культуры». А в Польше уже преподают в общеобразовательных школах католический Закон Божий (факультативно), правда, законоучители жалуются на отвратительное поведение детей на занятиях и малый их интерес к предмету („W drodze“, № 9 [325], 2000). В Америке же большой шум и бурные дискуссии вызвала даже кампания христианской общественности за дозволение вывешивания стенда с Десятью Заповедями в общественных школах. Поэтому ни христианам, ни вообще тем, кому сколько-нибудь дороги христианские основы русской культуры, наше национальное своеобразие не следовало бы прельщаться американским опытом ни ХХ, ни более ранних столетий.

Любопытно заметить, что американское общество всё более отходит от классической модели демократии, в которой государство обязано защищать права большинства и выражать его волю. Как сообщает пятидесятническая газета «Харизма Ньюс», недавно проведенный в США опрос общественного мнения показал, что 60 % опрошенных считают, что школьникам следует позволить молиться во время школьных мероприятий, 61 % позволил бы развешивать в школах стенды с Десятью Заповедями, 56 % высказались за использование Библии в учебном процессе. 29 % считают, что в США очень мало религиозной свободы. Тем не менее, желание большинства граждан полностью игнорируется властями. Власти больше озабочены «защитой прав меньшинств».

Для того, чтобы понять всe написанное нами выше, нам следовало бы учесть общий нравственно-психологический климат в США. Диак. Андрей Кураев так передает то, что ему сказали «по секрету» американские протестантские деятели, с которыми он встречался: «… в Америке нет никакого плюрализма. Ведь плюрализм предполагает уважение к убеждениям другого человека. А в американских масс-медиа высказывание убежденности – какой бы то ни было и по какому бы то ни было вопросу – считается вообще дурным тоном. Если христианин попытается осудить гомосексуализм или аборты, его быстро поставят на место и осудят за некорректность. Те, кто придерживается «узких» христианских взглядов, имеют всё меньше шансов сделать карьеру» («О нашем поражении»). Итак, пресловутая «политическая корректность» есть главный враг христианства. Автор данных строк уже сталкивался с подобным явлением у нас, в России. Как-то мне доводилось спорить с некоей весьма либеральных взглядов дамой. Внезапно она заявила мне (я тщательно соблюдал все правила хорошего тона), будто я ей «хамлю». Когда я попросил объяснений по поводу таких обвинений, она ответила: «Вы говорите со стопроцентной уверенностью в том, что вы правы, а я не права». (Кстати, я обосновывал свою позицию доводами, а она отвечала мне эмоциональным декларированием своей позиции, даже и не думая выдвигать логическое обоснование.) Оказывается, каждый должен сомневаться в своей собственной позиции! Только в этом своем тезисе моя оппонентка ничуть не сомневалась. Оспаривать чью-то позицию, спорить «некрасиво». Особенно спорить с «бесспорными» либеральными догмами. Студент-христианин из Стэнфордского Университета П. Джонс пишет: «Если я попытаюсь «навязать свое мнение», я выйду за дозволенные рамки. К христианам проявляют терпимость, но они взамен должны соблюдать молчаливое соглашение» (“The Gnostic Empire strikes back”). Влияние ситуации в Америке на общемiровую совершенно очевидно, а значит, вышесказанное в известной мере касается всех нас.

Христианство совершенно немыслимо без догматов. Ни для кого не секрет, что для либерального мышления слово «догматизм» – жуткое ругательство. Судьба христианства в современном мiре в этой связи весьма проблематична. Когда убежденных христиан будет так мало, что станет можно обижать их не боясь политических осложнений, не будет ничего удивительного, если нас объявят тоталитарной сектой. И труды какого-нибудь Сергея Лёзова или, вернее, его западных учителей не забудут, объявив ортодоксальное христианство ответственным за Холокауст «фашизмом». Кто-то из французских революционеров XVIII столетия сказал: «Истинная терпимость – нетерпимость к нетерпимости». В начале ХХ века прозвучали слова «железного Феликса»: «Всякая революция только тогда чего-нибудь стоит, если умеет себя защищать». Чем эти афоризмы обернулись для христиан – общеизвестно. Пока новые открытые гонения не начались. Однако христианское свидетельство в современном мiре крайне непросто. Современный мiр даже не бросает Церкви вызов, он ее презрительно игнорирует. В этих условиях использовать всякое ослабление бдительности врагом, временное ослабление удавки на нашей шее – долг христиан. В США, в России, во всём мiре.

«Ибо всякий рожденный от Бога побеждает мiр; и сия есть победа, победившая мiр, вера наша. Кто побеждает мiр, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (I Ин. 5, 4-5).

 Аминь.

«Община XXI век – православное обозрение»

№ 1 (3), 2001, стр.5

 

Оригинал данного текста на :

http://crusader.org.ru/usam.html

 

Hosted by uCoz